Вы здесь

Филип Блум. Выбор оптики для DSLR-камер: что купить?

Филип Блум. Выбор оптики для DSLR-камер: что купить?

Вопрос о выборе оптики – один из часто задаваемых. «У меня есть xxx долларов или у меня есть камера xxx, какую оптику мне приобрести?» На этот вопрос очень сложно ответить, в том числе из-за того, что его задают по 20 раз на дню. Надеюсь, эта статья снизит поток писем в мой адрес. Прошу попытаться не задавать вопрос о конкретном выборе объектива в комментариях. Мой блог предоставляет вам всю необходимую для выбора информацию. Читайте и решайте сами, что для вас важно – начните с этого.

Philip Bloom, как и обещал ранее в своей статье о выборе видео-DSLR камеры, высказал несколько советов относительно выбора оптики для видео-DSLR. В комментариях к переводу первой статьи было много просьб перевести продолжение темы о выборе оптики. К сожалению, изложенный материал трудно назвать объективным и беспристрастным. Тем не менее надеюсь, что перевод окажет посильную помощь начинающим DSLR-кинематографистам. (Пользователь Tango)

Все, что написано ниже – это не список объективов, обязательных к покупке. Это просто мое мнение. Пожалуйста, относитесь к статье соответственно. Многие со мной не согласятся и, возможно, у них найдутся для этого веские аргументы. Все, что я могу сделать – это основываться на своем собственном опыте, исходя из достаточно широкого выбора объективов, которыми я владею и которые я использовал.

Мне хотелось бы осветить проблему выбора стекол также и для камер других брэндов, но пока статья будет касаться исключительно Canon. Я коснусь GH1, Nikon, Sony несколько позже. Самый обширный опыт у меня связан с объективами Canon.

Для начала, давайте поговорим о фундаментальных вещах, которые необходимо знать о размере сенсоров и о том, каким образом выбор камеры влияет на выбор оптики.

На сегодняшний день, существует только одна камера Canon с полноразмерной матрицей, пригодная для съемки видео, – это 5DМkII. Canon 1DMkIV обладает APS-H сенсором с кроп-фактором 1.3x. Все остальные видео-DSLR имеют сенсоры с кроп-фактором 1.6x, которые называются APS-C (кроме GH-1, – прим. переводчика). Полноразмерный сенсор огромен в сравнении с APS-C. Взгляните на иллюстрацию ниже и вы поймете, что я имею в виду.

Размеры сенсоров dslr камер

Это фотография была снята с объективом 14 мм серии L. Этот объектив был разработан для полноразмерной матрицы и дает наиболее широкий угол обзора, за исключением разве что объективов фишай. Это замечательный объектив и один из моих любимых. Проблема в том, что он недешев и, как вы можете видеть, остается таким же широким только на 5DМkII, в то время как на сенсорах APS-C FOV по понятным причинам уменьшится. Сам объектив, разумеется, останется с фокусным расстоянием 14 мм на любой камере, изменится только эквивалентный угол обзора (equivalent field of view – EFOV) (aka эквивалентное фокусное расстояние, – прим. переводчика). На сенсорах APS-C EFOV составит 14 мм x 1.6 = 22.4 мм, все еще достаточно широкий угол, но как вы видите выше, не идет ни в какое сравнение с широтой обзора на полноразмерной матрице.

Это один из самых значительных факторов, которые вы должны учесть, выбирая объектив. Целесообразно ли тратить более $2000 на широкоугольный объектив, который, в сущности, перестает быть широкоугольным на вашей камере с кропнутым сенсором? Я лично считаю, что в этом нет смысла. Для пользователей полноразмерных камер, в то же время, нет ничего лучше – объектив просто восхитительный. Остальным же я не рекомендовал бы приобретать этот объектив, если только вы не планируете перейти на камеру с полноразмерной матрицей в ближайшем будущем.

На самом деле, это весьма серьезный вопрос. Покупаете ли вы стекла, разработанные специально для вашего 1.6x кропа (серия EF-S у Canon), или вы делаете выбор в пользу объективов для ФФ матрицы на тот случай, если вы решите обзавестись камерой с полноразмерной матрицей (серия EF у Canon)? Все объективы EF совместимы со всеми зеркалками Canon. Но наоборот это не работает. Некоторые объективы сторонних производителей будут нормально работать на 5DМkII, несмотря на то, что они разработаны для кропа – но будет присутствовать серьезное виньетирование, если только это не зумы (вы можете слегка «наехать» зумом, чтобы этого избежать…но об этом позже).

Верхушка линейки объективов Canon – это серия L. Они великолепны, до́роги, но сто́ят своих денег. Качество изготовления традиционно отличное и диапазон фокусных расстояний в серии просто огромен. Эти объективы полностью совместимы по всей линейке заркалок Canon. Но есть один подвох. Объективы этой серии становятся все резче и резче. У меня есть уже упомянутый выше 14 мм II и новый 70-200 мм F/2.8 II – я считаю, что они фактически слишком резкие для видео, хотя и изумительны для применения в фотографии. При съемке видео, однако, они подчеркивают некоторые проблемы, которые пока возникают на уровне камеры – в основном, муар и алиасинг. Совсем недавно у меня были съемки проекта в Италии. Большинство из них осуществлялось с помощью 14 мм и нового 70-200 мм – проблем с муаром было больше, чем когда-либо ранее, и я уверен, что это именно из-за избыточной резкости этих объективов. Я не говорю, что эти объективы не следует покупать. Но если вы решите их купить, удостоверьтесь, что резкость в настройках камеры выставлена по минимуму (как это, в общем-то, всегда должно быть) и следите за возможным муаром и алиасингом. Ниже представлена иллюстрация – часть кадра с проблемными областями на воде…

dslr оптикаdslr оптика

Беспокоит ли меня это? И да, и нет. Я легко могу использовать оптический фильтр для снижения резкости 70-200 мм II (но не 14 мм, поскольку фильтр на него не наденешь). Мой старый 70-200 мм был менее требователен в этом смысле, но объективы – своего рода инвестиция для меня, и я уверен, что Canon усовершенствует алгоритмы, применяемые в камерах. Я привел этот пример просто для иллюстрации того, насколько это невероятные стекла за свои деньги. Их резкость просто слишком хороша для съемки видео! На эти вещи следует обращать первоочередное внимание при выборе оптики. Вашими инвестициями являются стекла, но не тушки (мысль не нова и проходит рефреном через многие статьи автора, но в данном случае он несколько себе противоречит, поскольку версии объективов тоже обновляются, автор старается идти в ногу со временем и вынужден менять как тушки, так и объективы; при таком подходе стекла тоже перестают быть долгосрочной инвестицией, и становятся в лучшем случае инвестицией краткосрочной, а в худшем – таким же расходником, как и тушка, – прим. переводчика).

Зумы или праймы?

dslr оптика

Непростой вопрос. Праймы (aka «фиксы») обычно обладают лучшими оптическими характеристиками и, как правило, более светлые (а это улучшает характеристики объектива при съемке с недостаточным освещением и с малой грип). С другой стороны, они, разумеется, обладают фиксированным фокусным расстоянием, то есть снимать ими несколько тяжелее. Зумы, с другой стороны, – это прекрасный гибкий инструмент, только ПОЖАЛУЙСТА, избегайте китовых зумов. Зум должен иметь постоянную дифрагму во всем диапазоне фокусных расстояний, чтобы его можно было применять для съемки видео. Это означает, что объектив должен поддерживать выбранный f-number независимо от того, как сильно вы «наезжаете» или «отъезжаете». В противном случае, диафрагма будет прикрываться при «наезде», что сделает материал непригодным. Конечно, зумы с постоянной диафрагмой сто́ят дороже, но как и все в жизни, вы получаете то, за что платите. Зумы из серии L у Canon великолепны. Хотя некоторым не помешала бы система IS (Image Stabilization). IS – это система оптической стабилизации изображения, и я уверен, что она абсолютно необходима для съемки видео, поскольку, кроме прочего, она еще и снижает артефакты роллинг-шаттера. Canon производит также и довольно приличные зумы линейки EF-S с IS, например, 17-55 мм F/2.8 IS. Отличный объектив, на кропнутой матрице он эквивалентен 24-70 мм, но с IS, хотя и не из серии L. Собственно, не существует ни одного объектива EF-S серии L. Еще один из моих любимых зумов серии L – это 24-105 мм f/4 IS. Отличный диапазон фокусных вкупе с IS, хотя и темноват. Это один из моих любимых объективов для интервью.

Таким образом, зумами легче снимать, поскольку вы можете менять фокусное расстояние, но в то же время они не так хороши при съемке в плохом освещении и хорошие модели стоят недешево! Существуют также весьма неплохие зумы сторонних производителей. Не могу похвастаться, что пользовался многими из них, но Sigma и Tamron делают хорошие объективы, а Tokina 11-16 мм легко может претендовать на звание моего любимого EF-S широкоугольника. Абсолютно рекомендуемое приобретение для обладателей 7D and 550D. Да, если вы владелец 550D, будьте готовы потратить на стекла и аксессуары гораздо больше, чем стоит сама камера. Это оборотная сторона обладания дешевой камерой!

Так…давайте теперь поговорим о том, что следует покупать и почему. Прежде всего, я хотел бы сделать классификацию по типам сенсоров, исходя из посылки, что деньги не являются проблемой, а затем поговорим о бюджетных решениях.

Объективы Zeiss

dslr оптика

Мне нравятся объективы Zeiss ZE. У них отличное качество картинки, великолепное качество сборки. Они имеют ограничители фокусировочного кольца, в отличие от объективов Canon, а также приятный длинный его ход, что способствует более точной фокусировке. В каком-то смысле мне нравятся объективы ZF из-за ручного управления диафрагмой, которое может быть модифицировано из дискретного в плавное постоянное, что делает эти объективы более киношными, но фокусировка у них работает в обратном направлении по сравнению со стеклами Canon, что при совместном использовании может сделать вам дырку в голове.

Стекла Zeiss, наверное, лучший выбор для видео из всего, что есть на рынке. Они не имеют такого количества наворотов, как у Canon серии L: нет автофокуса, нет IS, но у них в активе отличный металлический корпус, восхитительная оптика и превосходный контроль фокуса. Эти объективы не идеальны для фотографии из-за отсутствия автофокуса. Также обидно, что самый длинный из не-макро объективов, которые делает Zeiss, всего лишь 85 мм. Я был бы счастлив увидеть 135 мм F/2 в их исполнении. 100 мм макро неплох, но фокус у него достаточно тугой, как у всех макро объективов, и, что еще хуже, туба объектива двигается внутрь и наружу во время фокусировки, поскольку фокусировка не внутренняя, то есть использовать matte box проблематично, а фоллоу-фокус – практически невозможно. В этом фокусном я предпочитаю Canon из-за меньшей дистанции фокусировки и благодаря отличной IS.

В линейке Zeiss также есть CP.2 PL объективы для всех камер Canon. Фактически, это ZE объективы в другом корпусе. У них тот же диаметр фильтров, та же длина. Также они могут похвастаться весьма точной шкалой фокусировки. Великолепный выбор, если у вас достаточно средств. Приятным бонусом является возможность перехода на EF байонет. Установка PL байонетов на вашу камеру – это необратимая модификация, так что решайтесь на это только в том случае, если вы никогда в дальнейшем не планируете использовать фотообъективы.

Объективы для камер с полноразмерной матрицей

dslr оптика

Итак, 14 мм F/2.8 II – это самый восхитительный широкоугольник, который я когда-либо видел. Да, он супер-резкий и может послужить причиной возникновения муара, особенно на сценах с большой грип, но все-таки это действительно единственное в своем классе стекло.

В качестве альтернативы, можно посмотреть на 16-35 мм F/2.8 L. Зум с постоянной диафрагмой, симпатичным диапазоном фокусных, плюс достаточно широкий, хотя и несколько мыльноват, а также с заметными оптическими искажениями на широком конце.

Следующим в списке будет либо 24 мм F/1.4, либо 35 мм F/1.4, хотя последний и будет вскоре заменен новой версией, а также не настолько резок, как хотелось бы. 24 мм F/1.4 – исключительный объектив, с лучшими характеристиками светлого широкоугольника из доступных на рынке. Рекомендуется к приобретению. В линейке Zeiss ZE есть очень приятный 35 мм объектив, но он темнее (F/2).

Следующей остановкой будет Canon 50 мм F/1.4 или еще лучше, если вы можете его себе позволить, 50 мм F/1.2. F/1.2 принадлежит к линейке L объективов и это одно из моих любимых стекол. Восхитителен для фотографии и для видео. Сто́ит ли он разницы в цене? Да, если вы можете себе это позволить. Если нет, берите F/1.4.

Я не фанат 85 мм F/1.2. Я ненавижу его фокусировочное кольцо, слишком свободное и слишком неточное. В этом фокусном я предпочел бы Zeiss 85 мм F/1.4. Восхитительное стекло.

Если у вас достаточно средств, обратите внимание на Canon 100 мм Macro F/2.8 IS. В данном случае речь идет о версии из линейки L. Прекрасный объектив, отличная IS и превосходная картинка. Мне кажется, качество сборки этого объектива несколько хуже, чем в среднем в линейке L. Ощущение пластика. Но я всегда беру его с собой. Ниже коротенький фильм, который был снят, в основном, с помощью этого объектива.

Следующим немаловажным дополнением к вашей коллекции объективов может явиться 70-200 мм IS. УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ОН С СИСТЕМОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ…длинные объективы в этом особенно нуждаются. Здесь у вас есть выбор: более дешевая и более легкая версия F/4, либо более дорогой, громоздкий, и очень резкий F/2.8 II. Если вам необходим светлый объектив, смело выбирайте F/2.8. Если же вы преимущественно снимаете при свете дня, покупайте F/4. Он более легкий и охренительно более дешевый. Для большей гибкости F/2.8 все же предпочтительнее.

Ну что же, это были, пожалуй, самые необходимые объективы для камеры с полноразмерной матрицей.

Объективы для камер с кроп-матрицей

dslr оптика

Прежде всего, я бы рекомендовал приобрести Tokina 11-16 мм, этот объектив лучше, чем Canon 10-22 мм из-за постоянной диафрагмы, даже несмотря на то, что диапазон фокусных у Canon получше. Купите его. Это единственный объектив EF-S, который я рекомендую к покупке. Я считаю его также лучшим выбором для 1DМkIV – просто слегка «наедьте» зумом для устранения виньетирования и вы все равно получите самый широкий угол для этой камеры. Этот же трюк сработает и на 5DMkII, но только на длинном конце 16 мм, что, в сущности, делает этот объектив бессмысленным для этой камеры. Лучше накопите и купите 16-35 мм. Хотя, с другой стороны, $700 за 16 мм F/2.8 прайм – не так уж плохо! Видите, я сам себе противоречу!

Следующим будет эквивалент 50 мм для кропа. Взгляните на Sigma 30 мм F/1.4 (EF-S), либо на Canon 35 мм F/1.4. Sigma ГОРАЗДО дешевле и я слышал много хороших отзывов, хотя никогда не снимал с этим объективом сам. Только помните – вы не сможете использовать это стекло на 5DМkII!

17-55 мм F/2.8 IS – отличный универсальный зум. Стоит своих денег, можете мне поверить.

Затем я бы смотрел в сторону Canon 50 мм F/1.4 или F/1.2 – на кропе это эквивалент 85 мм.

Macro 100 мм отлично подойдет и здесь, особенно с учетом того, что его эквивалентное фокусное расстояние становится 160 мм!

Затем то же, что и для ФФ камер – 70-200…

Я бы рекомендовал обзаводиться объективами EF-S по минимуму, сделайте себе запас на будущее!

Объективы Nikon

Отличное бюджетное решение. Существуют огромный рынок старых стекол на ebay и там вы можете найти чертовски привлекательные варианты. В среднем, они не отличаются чрезмерной резкостью, а потому могут простить вам многие огрехи в плане муара или алиасинга. Обзаведитесь переходником Fotodiox Pro и в путь! Я купил себе 20-летний F/1.2 50 мм за $250 на ebay. Восхитительное стекло! Итак, это может быть неплохим бюджетным решением…

Нихрена нет денег!

Ну, если бюджет у вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО скромный, сделайте выбор в пользу одного объектива. Вы можете снимать любые сюжеты стандартным объективом. То есть, 50 мм на ФФ камере, 30 мм на кропе. Иными словами, если вы – обладатель 550D или 7D, купите Sigma, неплохой компромисс между качеством и ценой. Для 5DМkII купите 50 мм. Ниже пример фильма, снятого полностью на Zeiss 50 мм F/1.4, а следующий клип был снят на 50 мм F/1.2

Canon FD lenses

Избегайте объективов Canon FD. Вам нужен оптический переходник (с оптическими элементами внутри) для его использования, но даже в этом случае ничего хорошего все равно не получится. Слишком велика будет потеря резкости. Печально, поскольку на рынке в изобилии присутствуют доступные по цене объективы FD

Специальные объективы

Samyang производит симпатичный 8 мм фишай для кропа, и он достаточно недорог.

Кроме того, мне нравятся tilt-shift объективы Canon, хотя они и недешевы. Объективы этого типа разработаны в первую очередь для фотографирования архитектуры, но также могут использоваться для придания объектам съемки миниатюрного вида или достижения других симпатичных визуальных эффектов. Я также рекомендовал бы посмотреть в сторону объективов Lensbaby Composer – тоже объективы для специальных эффектов и куча фана. Обратите внимание на кадры с бассейном в следующем фильме, снятом с помощью tilt-shift объектива 24 мм F/2.8 TS.

Как и со всеми специальными объективами, использовать их следует осторожно, избегая чрезмерности. Но удовольствия вы получите море.

На этом и заканчивается черновая версия статьи. Я буду ее дополнять, так что следите за изменениями!

Источник: canon7d.ru, перевод Tango статьи Филипа Блума (Philip Bloom)

Groups audience: