Вы здесь

Скрипт-доктор из Малибу. Интервью с Робом Тобиным

Представляю второе интервью из серии моих бесед с голливудскими сценаристами. Сегодня обратимся с вопросами к Робу Тобину.

Роб Тобин (Rob Tobin) - сценарист, скрипт-доктор, исполнительный продюсер, лектор и автор двух учебников по сценарному мастерству: «How to Write High Structure, High Concept Movies» и The Screenwriting Formula: Why It Works and How To Use It.

Хотя послужной список этого сценариста невелик: всего несколько проданных сценариев, часть из которых сейчас экранизируется. Тем не менее, это профессионал, разбирающийся в ремесле кинодраматурга ничуть не хуже своих более именитых коллег. На мой взгляд, сильная сторона Тобина - живые, полноценные персонажи и крепкая сценарная структура. Он убеждён, что ключевыми элементами любого хорошего фильма являются:

1. Яркий трёхмерный герой.
2. Событие, которое в начале истории кардинально меняет жизнь главного героя, ставя его перед моральной дилеммой.
3. Недостаток героя, от которого он должен избавиться к концу фильма.

На меня произвёл впечатление разбор Тобиным в одной из своих книг сюжета фильма «Титаник». Тобин не только чётко определил сценарные недочёты нашумевшего блокбастера, но и блестяще их исправил. Как он это сделал, можно узнать из его пособия. Я же хочу познакомить вас с интервью, которое мне посчастливилось взять у господина Тобина на прошлой неделе.

Александр Волков: Роб, как вы считаете, в чём заключается основная задача сценариста?

Роб Тобин: Сказать людям то, что сценарист считает нужным, но так, чтобы это было интересно остальным. Возможно, вы хотите написать об этом потому, что это смешно или трогательно или поучительно. Однако в конечном счете вы должны рассказать свою историю в развлекательной манере, с яркими, живыми персонажами и крепкой сценарной структурой.

To say something the screenwriter feels needs to be said, in an entertaining way. Maybe it needs to be said because it’s funny or touching or enlightening, but in the end it has to be said in an entertaining way with strong characters and sound story structure.

А.В.: Иными словами, основная задача сценариста - это рассказать другим о том, что его волнует. Но так, чтобы это могло заинтересовать остальных?

Р.Т.: Совершенно верно.

А.В.: Тогда можете ли вы определить, в чём разница между образом мыслей начинающего автора и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?

Р.Т.: Это имеет отношение к балансу между стремлением и профессионализмом. Начинающие авторы обычно настолько нетерпеливы, что стремятся как можно скорее познакомить весь мир со своими работами. Новички рассылают свои сценарии повсюду (на конкурсы, продюсерам, агентам) до того, как их работы готовы, а потом сидят сложа руки и переживают, пока не услышат хотя бы один отзыв. Профессионалы же понимают то, что: а) написание сценария - процесс долгий; б) профессиональное мастерство является частью этого длительного процесса. Профессионал никогда не отправит в мир свой скрипт до тех пор, пока тот не будет доведён до совершенства. Вместо того чтобы беспокоиться об отправленном сценарии, профессиональный автор берётся за написание нового. Зачем переживать? Главное - настойчиво и последовательно делать своё дело.

Yes, and it’s to do with the balance between desire and professionalism. Novice writers tend to be so anxious to get their scripts out there that they submit them (whether to contests, producers or agents) before they’re ready, and then remain frozen with worry until they hear back. Established authors understand that it’s a long process and that professionalism is a big part of that process – never submitting anything until it’s the best it can be, and instead of worrying about the last script you submitted, you get on to the next script you’re going to write. There’s no need to worry; take care of business and persevere.

А.В.: Хорошо, тогда поясните: в чём разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и голливудского сценариста первой величины?

Р.Т.: Отличный вопрос. Полагаю, разница та же, что и между любым другим успешным и неуспешным человеком, а именно - в готовности принимать блага, которые предоставляет Вселенная. Увы, в жизни не всё зависит от таланта или профессионального мастерства. Я знаю успешных авторов, которые не могут похвастать ни талантом, ни мастерством, и всё же их сценарии каким-то образом экранизируются. Думаю, разница в умонастроении и состоянии души, с которым автор желает принять или не принять успех.

Now THAT is a good question. I think that it’s the same difference that exists between any successful and non-successful people: the willingness to accept the universe’s good. It’s not always talent or skill, because I’ve seen successful writers who were neither very talented nor very skilled and yet they somehow get their projects produced. I think it’s that state of mind in which the writer is willing to accept success.

А.В.: Если разница всего лишь в умонастроении и состоянии души, то каким образом автор может шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора, а затем, сделав ещё один шаг, стать голливудским сценаристом первой величины?

Р.Т.: Опять же - всё зависит от направления мыслей человека, от его открытости к успеху. Удача имеет к этому некоторое отношение, но я считаю, что удача - это функция настроенности автора на успех. Она отражает желание и готовность сценариста воспользоваться существующими возможностями, а следовательно отражает уверенность автора в себе, в своих проектах и его умение передать свою уверенность другим людям. Верьте в себя, в готовность Вселенной предоставить вам успех и процветание. Это может показаться странным, но я повторю. В мире полно успешных авторов, которых нельзя назвать лучшими с точки зрения профессионального мастерства, но они способны поверить и принять свой успех. И эта готовность его принять, эта вера, что Вселенная дарует им успех, позволяет этим авторам упорно работать, а также придаёт им уверенность, которая проявляется в продвижении своих проектов и деловых контактах с продюсерами.

Well, again it’s that state of mind, being open to success. Luck has something to do with it but I think that even luck is a function of being open to success and therefore being open to opportunities when they arrive, being confident and thus conveying that confidence to the people you’re submitting to. Belief in yourself and in the willingness of the universe to grant you success and prosperity. And it is strange because, again, I’ve seen successful writers who were not necessarily the best writers in terms of skill, but they are willing and able to accept their own success. And this willingness to accept success, this belief that the universe will give them that success, allows these writers to perserve, gives them a confidence that shows up in their pitching, and bidding for assignments, and in their other dealings with producers.

А.В.: А что вы можете сказать новичкам, которые вроде и настроены на успех, но это пока не приносит результата? Допустим, молодой человек решил стать сценаристом. На ваш взгляд, что необходимо ему, чтобы стать успешным автором: талант, профессиональное мастерство или везение?

Р.Т.: Я был бы рад сказать, что всё зависит только от таланта, но мой жизненный опыт говорит о другом: упорство и умение налаживать связи - более ценные качества в киноиндустрии, чем писательские способности. Большее значение имеет не то, что ты знаешь, а то, кого ты знаешь. Хотя, конечно, желательно иметь хотя бы маломальский талант. Однако суровая правда жизни такова: 80% всех фильмов, которые я вижу, написаны так плохо, что это прекрасно подтверждает мою идею о том, как мало талант имеет отношение к успеху.

It would be so nice to say that it was simply a matter of writing talent, but in my experience perseverance and the ability to network are more valuable talents in the film industry than actual writing talent. It really is «who you know» that matters most, though of course you also have to have some writing talent. The fact is, however, that 80% of the produced films I see at the theater are badly written, so that tells you how far down the ladder writing talent lies.

А.В.: Вы правы, но ведь и вам грех жаловаться. Не каждый сценарист живёт и работает в Малибу. И всё же, если бы вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы работу сценариста?

Р.Т.: Ни в коем случае, поскольку я получаю от этого удовольствие. Честно говоря, я всегда говорю своим ученикам, что они прежде всего должны получать удовольствие от самой работы. Ибо суровая реальность такова, что шанс продать сценарий и сделать на этом хорошие деньги, невелик. Да, это не слишком окрыляет, но такова действительность. Вы можете быть оптимистом из оптимистов. Но правда в том, что каждый год студии рассматривают около 100 000 сценариев и только 300 или 400 из них запускается в производство. Так что, нужно быть реалистом и наслаждаться самим процессом. Это наилучший способ воспринимать отказы и совершенствовать своё мастерство. Поэтому мой совет новичкам всегда прост: Пиши то, что сам хочешь увидеть на экране и наслаждайся тем, что ты делаешь. Таким образом, независимо от результата, всегда будешь в выигрыше.

Absolutely not, because I enjoy the process of writing. In fact I tell all my students that they must first enjoy the actual process of writing because the odds of any of them actually making a living from it are quite small. Now that may sound depressing or negative but it’s the truth. No matter how «optimistic» and «positive» you want to be, there are maybe 100,000 scripts floating around in a year and maybe 3-400 of those scripts will be produced, so you have to be realistic, and enjoying the process is the best way to handle rejection and to make your writing the best it can be. My advice is always this: write what you want to see, and enjoy the process. That way, no matter what happens, you win.

А.В.: Стало быть, пока сценарист работает, он преуспевает. Что или кто сделал вас тем преуспевающим автором, которым вы являетесь сегодня?

Р.Т.: Господь Бог и сама жизнь, мои победы и поражения. Жизнь часто опускала меня на дно, а затем поднимала, делая меня лучше, умнее, сильнее, чем я был прежде. Это как увлекательное приключение. Со мной до сих пор происходят вещи, которые меня поражают. Когда люди спрашивают, как у меня дела, я всегда отвечаю: «Каждый день как Рождественский праздник». И чаще всего я действительно верю в это.

God and life, both positive and negative. Life has in many way ground me down but in many other ways lifted me up and made me better than I had ever hoped to be. I’ve had and continue to have adventures that simply amaze me. Whenever anyone asks me how I am I always say the same thing: «Every day is Christmas for me.» And most of the time I actually mean it!

А.В.: Роб, вы уже не первый год в кинобизнесе. Что бы вы порекомендовали российским сценаристам, которые хотели бы поработать в Голливуде?

Р.Т.: Поскольку я канадец, то прекрасно понимаю, какой вызов бросает жизнь не американцу, желающему добиться успеха в Голливуде. Вот что я рекомендую в таких случаях:

1. Читайте все учебники по сценарному ремеслу, которые только можете достать.

2. Запишитесь на все сценарные курсы и семинары, которые есть поблизости.

3. Читайте как можно больше экранизированных сценариев. Хотя бы по одному в день.

4. Возьмите три ваших любимых сценария. Разберите, исследуйте и перепишите их, чтобы овладеть стилем авторов, на которых вы хотите равняться.

5. Напишите свой сценарий, переписывая и редактируя его не менее пяти раз. Когда закончите, отправьте скрипт на 4-5 важнейших сценарных конкурсов (их можно найти на Moviebytes.com). Выбирайте такие конкурсы, которые дают рецензии на присланные работы.

6. Ожидая результатов конкурса, начинайте писать следующий сценарий. Снова переписывайте и редактируйте его, а затем отправляйте на один из конкурсов.

7 Продолжайте этот процесс до тех пор, пока не напишите десять сценариев, доводя каждый из них до совершенства. (Никогда не отсылайте первый, второй или третий вариант рукописи!).

Чтобы написать стоящий сценарий, требуется затратить много времени и усилий. В среднем каждый голливудский сценарист пишет около десяти сценариев до того, пока один из них не будет экранизирован. Если вы продолжаете работать, вкладывая в свою работу душу и сердце, но при этом ни один из этих десяти сценариев не попадает в полуфинал хотя бы одного конкурса, тогда, возможно, у вас недостаточно таланта, чтобы стать коммерчески успешным сценаристом. С другой стороны, если вам нравится процесс, вы можете продолжать писать сценарии ради удовольствия. Однако заметьте, что ни один из вышеперечисленных пунктов не зависит от того, живёте вы в Голливуде или нет. Всё зависит от вашего таланта и настойчивости.

I myself am Canadian so I understand the challenge of trying to «make it» as a non-American screenwriter in Hollywood. This, then, is what I recommend: first, read every screenwriting book you can get hold of; take as many classes and workshops as you can; read as many produced screenplays as you can, at least one a day; take your three favorite screenplays and transcribe them in order to soak up the kind of writing you want to be capable of. Then write a screenplay, rewriting it at least five times, or until each it is the very best you can make it. Submit that polished screenplay to four or five of the top screenwriting competitions (go to Moviebytes.com for a list of screenwriting competitions), focussing on the competitions that also give feedback on the submitted scripts. Then while you’re waiting for the contest results, start your next script, writing it, and rewriting it over and over again until it is the best you can make it. Then submit that one to those contests. Continue this until you have written ten screenplays, making each one the best you can make it (NEVER submit a first, second or third draft!!!!). It takes that much work to really give screenwriting a good try. On average in Hollywood, a screenwriter who gets produced has already written ten screenplays. If you work at your craft, write your heart out, do your very best and at the end of ten scripts you have not even placed in the quarter finals of one of those screenwriting competitions, it may simply be that you do not have the talent to «make it» as a commercially successful screenwriter. On the other hand, if you enjoy the process, you may still want to continue screenwriting just for the joy of it. But note that none of these things depend on your being in Hollywood. They depend on your writing talent and your perseverance.

Друзья, интересно, какие выводы вы сделали из этого интервью? На что обратили внимание? Не показалось ли вам, что Роб Тобин иногда противоречил сам себе? Сравните его ответы с ответами Блейка Снайдера. Замечаете ли вы разницу в ответах двух профессионалов, один из которых на порядок успешнее другого? Вообще, что можете сказать по этому поводу? Заранее благодарю всех за ответы.

PS В ближайшее время опубликую продолжение серии моих интервью. Одно из них будет с американским сценаристом, работавшим над сериалами «Чудесные годы» и «Женаты… с детьми», другое - с известным «сценарным гуру».

Автор: Александр Волков, оригинал