Вы здесь

Уильям Мартелл. Как сделать фильм для всех

Уильям Мартелл. Как сделать фильм для всех

Фильм для всех или фильм с коммерческим потенциалом - немного не то, что поиски и самовыражение кинематографиста. 

Сценарист Уильям Мартелл (William Martell, дает несколько советов по написанию сценария для массового фильма.

Перед тем как сесть за написание сценария, нужно объяснить для себя основную идею фильма, message, который унесут с собой зрители. Успешный массовый фильм не может быть просто историей внука и дедушки или двух влюбленных. Это должна быть история о том, как терпение приносит вознаграждение, или как люди находят счастье в семье, или как человек достигает того, о чем мечтал. Основная идея имеет дело с каким-то чувством или чувствами (чем меньше смешано чувств в основной идее - тем чище интонация - тем лучше). На эту основную идею или тему уже навешиваются атрибуты. Из того, что есть, из окружающей социальной среды. 

Увеличительное стекло. Возьмем историю семьи, где любимый сын оказался вором, и родители не могут в это поверить, и начинают упрекать друг друга, а потом страшно устают и примиряются, и прощают друг друга. Это хорошая массовая история. Но она хороша для телевидения. Для кинотеатра сын должен быть как минимум убийцей. 
Стареющий отец думает, кому из сыновей передать дело. Трое сыновей борются за любовь отца (и за семейный бизнес). Если передаваемое дело - книжная лавка, то это телефильм. Если мафиозный клан - это «Крестный отец». Если телевидение может говорить о любви и смерти, то массовое кино - только об Эросе и Танатосе. 

Коммерческая история - это всегда история о решении проблемы. Чаще всего внешнего социального конфликта. Но чтобы решить внешний конфликт, человек должен победить себя, свой внутренний конфликт. Соединение этих двух движений от проблемы до ее решения и составляет сценарий массового фильма.

«Массовый фильм говорит о подсознательном страхе или желании зрителей». Наверно, сегодня в Украине популярностью пользовался бы фильм о том, как человек хочет стать богатым, но он хочет честно заработать эти деньги. Он работает с утра до ночи, и мечта начинает осуществляться. Конкурирующая административно-преступная финансовая группа задумывает вывести его из бизнеса с помощью налоговой инспекции и милиции. В финале герой выигрывает судебный процесс, находит нового инвестора и объясняется с любимой девушкой. 

Еще раз - говорите с сердцами зрителя. Победит герой или нет означает для зрителя победит ли он сам или останется комплексующим лузером. Человек не будет смотреть то, что не трогает его чувства

Хороший сценарий - это нахождение ответов на Большие Вопросы Жизни.

Хороший сценарий - это фантазии. «Мир фантазии представляет собой «щадящую зону», которая создается при болезненном переходе от принципа удовольствия к принципу реальности, чтобы можно было заменить удовлетворение влечений, от которых приходится отказаться в действительной жизни» (З.Фрейд. Принцип реальности и принцип удовольствия). Форма - «соблазнительная премия». Художник, подобно невротику, уходит от неблагоприятной действительности в этот фантастический мир, однако в отличие от невротика умеет найти оттуда обратную дорогу и вновь обрести прочную опору в действительности. 

Место действия. Мартелл убежден, что место действия влияет на основную идею. Это будет весенний Париж? Или тонущий корабль? Или забытое богом и людьми село на краю земли? Например, московские кинематографисты эксплуатируют свой мегаполис так, как не снилось ни одному капиталисту, даже сняли фильм, который называется «Москва».

Профессия героя. Персонажи - реальные люди и должны кем-то работать. Даже если вы не показываете героев за работой, нужно знать, где они работают. Профессию героя следует органически подбирать под его роль в фильме. Архитектор не так среагирует на ситуацию, как торговец нефтью, притом, что оба могут быть очень богатыми людьми. Агент по рекламе - не то, что преподаватель начальных классов, хотя они могут одинаково чувствовать себя лузерами. 

Инструменты. Какие инструменты использует ваш герой в своей повседневной работе? Шприц? Телефон? Лопату? Вписывайте эти предметы в драматическое действие. С их помощью можно показать (символизировать) драматический конфликт.

Лейтмотив. Выберите лейтмотив. Это может быть что угодно - мелодия, ракурс, цвет, жест, интонация. Особой квалификацией будет лейтмотив, спрятанный в разные объекты. Например, если вы говорите о проблеме денег, то встреча с героиней может произойти на рынке, кафе на заднем плане может называться «Старые деньги», в интерьер могут быть вписаны квитанции за квартиру и телефон, а на дискотеке может звучать песня Мумий-Тролль «Невеста». 

Продуманные отношения основной идеи, истории, места действия, персонажей, их работы, инструментов вызывают у читателя отношение «Вот это да. Вот как оно в этой жизни бывает». А нам этого и надо. 

Автор: Уильям Мартелл

Groups audience: