Вы здесь

Правила нужны для того, чтобы их нарушать?..

Правила нужны для того, чтобы их нарушать?..

Это была вводная лекция, благодаря которой мы смогли понять, насколько сильно наше стремление к цели, несмотря на все трудности, о которых так много рассказывал Дмитрий Вадимович. Но творческие люди – народ бесстрашный. Ну и конечно, человек, влюблённый в свою работу, рассказывает о ней так, что не влюбиться в неё самому просто невозможно.

Если первый мастер-класс проходил в романтически-воодушевлённой атмосфере, то вторая его часть, состоявшаяся шестого ноября, была посвящена технической стороне работы сценариста. Особое внимание было уделено основным правилам и законам, согласно которым пишутся даже самые необычные сценарии.

ДК

«Правила нужны для того, чтобы их нарушать» - скажете вы. Но мы не можем нарушить правило прежде, чем его узнаем. Дмитрий Костроменко – человек с потрясающе развитым образным мышлением, что, конечно же, является очень полезным качеством для автора сценариев. На его мастер-классах мы часто слышим интересные сравнения, примеры и ассоциации. Например, профессиональную «подкованность» сценариста он сравнил с… уличной дракой. «Если один более опытный боец, которого мучили на тренировках, учили владеть своим телом, и он эти навыки получил, встретится с тем, кто максимум с размаху может «заехать», эта схватка закончится через полторы секунды».

Конечно, основные знания о структуре драматургии - это не более чем подпорки, не дающие вам упасть, но и добавляющие преимущества перед таким же творческим человеком, как и вы, но не владеющим этими знаниями.

«Верить своим глазам». Ошибка сразу видна, когда для глаза происходящее на экране некомфортно. Исключение составляют лишь те моменты, где мы хотим поиграть с подсознанием зрителя, используя необычные визуальные эффекты. А вот понравится ли это аудитории - уже другой вопрос.

«Чувствовать, отображать, придумывать, применять, создавать». В этом состоит драматургия. Казалось бы, для сценариста всё просто – описываем всё то, что происходит на экране, и получаем сценарий. Но всегда возникают сложности, и нелегко добиться именно той цели, которую мы себе поставили в самом начале работы. О важности структурирования сценария, основных правилах и маленьких секретах нам рассказывал Дмитрий Костроменко.

Большинство произведений построено на человеческих взаимоотношениях. И во время написания сценария нужно просто позволить своим героям жить своей жизнью, тогда даже не нужно будет долго думать над их действиями и развитием событий, теряясь во множестве вариантов. Этот полезный совет тоже добавился в копилку слушателей семинара.

Студия Маши Золотовой

«Как удержать внимание зрителя». На этом секрете Дмитрий Вадимович сделал особый акцент. В наше время существует больше возможностей сделать кино интересным и насыщенным. А вот в советские времена из идеологических соображений в фильмах зачастую происходила борьба хорошего с ещё более хорошим. И конфликт сценаристам приходилось буквально высасывать из пальца. Сейчас же есть возможность поднимать любые темы, использовать природные реакции человека вплоть до его инстинктов, остаётся только эти возможности удачно применить.

Через некоторое время Дмитрий Вадимович, как настоящий преподаватель, вспомнил о домашнем задании. И наши слушатели, как настоящие студенты, конечно же, в своём большинстве его не выполнили. Задача перед ними на первый взгляд была несложная: написать сценарий фильма в стиле братьев Люмьер, не используя при этом никаких эффектов, продолжительностью в одну минуту. Но с этой задачей с трудом справились в своё время даже именитые режиссёры. Значит, велики надежды на наше молодое поколение, раз считают, что мы справимся! А это не может не радовать.

Тем более, были на семинаре люди, которые всё-таки сделали домашнее задание, несмотря на все сложности. Присутствовала и конструктивная критика, что естественно было неизбежно. Но именно на своих ошибках мы учимся и получаем самые ценные знания и опыт. И наблюдая за горячим спором девушки, написавшей сценарий и защищавшей его как мать родное дитя, и Дмитрия Костроменко, понимаешь, что да, процесс пошёл! Всё, как Дмитрий Вадимович на своём первом мастер-классе рассказывал.

За «разбором полётов» время пролетело быстро и незаметно, а самое главное – полезно. Произошло даже какое-то эмоциональное сближение участников и ведущего семинара. Они начали проявлять активность, задавать вопросы, а это уже говорит о многом. Ведь чем больше человек начинает понимать и погружается в материал, тем больше у него появляется вопросов.
 

«Из маленьких фильмов в большое кино». На этот раз казалось, что время на мастер-классе прошло как-то особенно быстро. И заряженные энергией и предвкушением воплощения своих будущих сценарных идей, участники просто не хотели отпускать Дмитрия Вадимовича. Напоследок он дал ещё один совет-пожелание: «Для того, чтобы дорасти до киноиндустрии, в которой мы будем с вами делать большие полнометражные фильмы, нужно чем-то заниматься. И это «чем-то» - короткий метр». Также Дмитрий Костроменко призывает все молодые таланты в обязательном порядке участвовать в конкурсах и фестивалях короткометражных фильмов.

В очередной раз мы выражаем огромную благодарность Дмитрию Вадимовичу Костроменко за такую интересную и полезную информацию, за советы и секреты, за веру в нас и в то, что нашими усилиями начнётся большое кино в нашей стране.

Кроме того, благодарим за гостеприимность Студию Маши Золотовой.

Яна Городинская, пресс-центр CinemaHall Odessa

Фотографии Егора Терентьева

Groups audience: