Вы здесь

Саунд-дизайн и звукорежиссура.

Саунд-дизайн и звукорежиссура.

Интервью Василия Филатова - медиа-продюсера, саунд-дизайнера, композитора - о звуке в кино и мультимедиа.

Василий, первый вопрос, который мучает всех: что такое саунд-дизайн, и чем он отличается от звукорежиссуры?

Разделение профессии «звукорежиссер» на цепь составных узкоспециализированных профессий пришло к нам с Запада. Конечно, в первую очередь, саунд-дизайн — это коммуникации. Коммуникации между визуальным образом (кино, театр, инсталляции) и звуком. Звук позволяет раздвинуть границы экрана и рассказать за единицу времени еще больше о мире, который вам показывает автор. Звукорежиссер в России, если мы говорим о визуальных медиа, — это человек, который совмещает в себе набор профессий: звукоинженер, звукорежиссер на съемочной площадке, саунд-продюсер, студийный звукорежиссер, саунд-дизайнер, а иногда и звукорежиссер сведения (перезаписи).

Саунд-дизайн — это часть звукорежиссуры. В профессиональном смысле саунд-дизайн — это процесс создания новых звуков за счет использования уже готовых, записанных семплов или синтезирования новых фактур. Это не только создание активных спецэффектов (взрывов, воплей монстров, звуков движений, пролетов объектов); подбор/создание звуков атмосферы для кино (или другого вида визуального контента) — тоже часть саунд-дизайна. Саунд-дизайнер — это экспериментатор в области звука: сочетая различные фактуры, он создает новые звуковые полотна. Тем не менее главная цель остается неизменной: органично проиллюстрировать визуальный образ или создать ощущение жизни за кадром, не отвлекая, а вовлекая зрителя в происходящее на экране.

Саунд-дизайн — это творчество или знание программ и умение их использовать?

В современном мире невозможно придумывать и, главное, воплощать все идеи без знания компьютерных программ. Саунд-дизайнеры начала 20-го века (одним из первых экспериментаторов звука был итальянский композитор Луиджи Руссоло) не имели столь широких возможностей по редактированию звука, которые мы имеем буквально под рукой: в персональном компьютере. Глупо не использовать эти возможности сейчас. Не стоит забывать, что компьютер — всего лишь инструмент в руках художника и знание программ позволяет быстрее реализовывать собственные идеи.

Где сегодня применяется саунд-дизайн?

Саунд-дизайн находит применение в кинематографе, театре, анимации, интерактивных мультимедиа-инсталляциях, компьютерных играх. Компьютерная революция свершилась: технологии стали доступны каждому. С учетом появления большого количества отечественного мультимедиа-контента потребность в профессии возросла.

Насколько это направление развито в России? Востребовано ли? Есть ли рынок?

Несмотря на то, что рынок услуг по саунд-дизайну сейчас только формируется, в титрах к отечественным фильмам и компьютерным играм можно увидеть строчку «саунд-дизайнер». Если брать не только кинематограф, то саунд-дизайнер является сегодня одной из самых востребованных профессий в визуальных медиа, и это несмотря на то, что осознанная необходимость в профессии появилась не так давно. Кстати, не стоит забывать, что и аудиобрендинг — одно из применений саунд-дизайна. Вспомните аудиологотип BMW (удар по металлической балке — Прим. ред.). Ведь это работа не композитора, а саунд-дизайнера.

Нужно ли иметь музыкальное образование саунд-дизайнеру?

Написание звукового полотна сродни созданию симфонического произведения, это творческая и одновременно сложная и кропотливая работа. Многослойность некоторых эффектов может доходить до 50 и более одновременно звучащих моно-, стерео- или 5.1 дорожек.

Не обязательно уметь играть на музыкальных инструментах, но музыкальный слух, несомненно, обязателен. Равно как и музыкальный вкус. Многие фактуры имеют тональную основу, и знание основ музыки способно упростить понимание процесса создания спецэффектов и монтажа разнотембральных фактур.

Какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы работать в этой индустрии?

Любознательность, широкий кругозор, умение быстро впитывать новый материал. И несомненно (так как звук — это часть проекта), то командная работа: умение общаться и грамотно излагать свои мысли и идеи также является необходимым качеством в работе. Стоит ли говорить, что при любой работе необходимо придерживаться дедлайнов? Кроме того, невозможно создать звук без знания технологий его записи, синтеза и обработки. Как видим, базовый набор навыков достаточно обширный. А наша задача — помочь студентам все это освоить.

Что ожидает слушателей на интенсиве? Как будут проходить занятия?

Отвечая на этот вопрос, проведу аналогию. Создавать саунд-дизайн в «реалистическом» жанре гораздо сложнее, нежели в фантастическом… Я считаю, что теоретические знания без практического применения имеют небольшую ценность. Именно поэтому интенсив в большей степени носит практический характер. Мы изучаем материал и в этот же день отрабатываем на практике новые навыки и знания.

Вместе мы озвучим несколько телевизионных роликов, фрагментов полнометражных кинофильмов, создадим собственную звуковую библиотеку (которую, кстати, студенты смогут использовать в дальнейшем). Студенты получат практические навыки записи речи, синхронных шумов в студии, записи атмосфер в различных условиях. И конечно, научатся создавать многослойные звуковые фактуры и спецэффекты.

Назовите три свои любимые работы в области саунд-дизайна.

Фантастические фильмы: The Dark Knight, TRON: Legacy. Terminator: Salvation. «Реалистичный» экшен: The Bourne Ultimatum, Fight Club. Анимация: Tom and Jerry, Ratatoille, WALL-E. Драмы: Green Mile, The Pianist. В мире огромное количество фильмов и инсталляций, заслуживающих внимания, в которых саунд-дизайн, при пристальном рассмотрении, вызывает восхищение. Но разбор этих картин — тема отдельной статьи. Кстати, на лекциях мы будем детально рассматривать и эти фильмы.

Какие требования предъявляются к слушателям?

Как я уже говорил, необходимо иметь опыт работы в аудиоредакторах, секвенсорах. При отсутствии опыта большая часть времени будет уходить на механическую работу (где найти ту или иную кнопку на экране), а полученные знания будут плохо усваиваться. Необязательно быть асом скоростной укладки синхронных шумов и обработки звука, но навык работы в звуковых редакторах и секвенсорах облегчит изучение нового материала на лекциях и практикумах.