Вы здесь

Как упростить молодым режиссерам путь в профессию

Как упростить молодым режиссерам путь в профессию

Если художнику достаточно кисти, холста и красок, то режиссеру для самореализации необходимо не меньше миллиона долларов. Именно столько требует полнометражный дебют, который является основным пропуском в профессию.

В середине сентября в Москве стартуют сразу два важных киносмотра – фестиваль современного кино «Завтра/2morrow» и «АРТкино», один из основных фестивалей российских короткометражных фильмов. Их важность определяется особым вниманием к молодым режиссерам и в целом к экспериментальному кино, которое питает весь отечественный кинематограф.

Речь, в первую очередь, о таких специальных категориях фильмов, как дебюты и короткометражное кино. С игровых короткометражек начинали карьеру многие признанные режиссеры, получавшие возможность доказать свой талант коллегам и педагогам. Если художнику для этого хватило бы кисти, холста и красок, то режиссеру для самореализации необходимо не меньше миллиона долларов. Именно столько требует полнометражный дебют, который является основным пропуском в профессию. Отсюда столь высокий, почти непреодолимый порог для вхождения в индустрию молодых режиссеров.

Именно поэтому воспроизводство российской киноотрасли так зависит от господдержки короткометражных фильмов и кинодебютов. Определяющими здесь являются механизмы выделения средств, их объем и конечные получатели. И на этот счет хочется высказать несколько изображений.

На мой взгляд, российскому кино остро недостает своего рода института наставников, при котором бы в судьбе дебютантов активно участвовали опытные мастера. Беря на себя обязательства по выпуску дебютных картин, мэтры своим именем гарантировали бы определенный художественный уровень и целевое использование государственных средств. Бюджетные деньги можно было бы напрямую выделять студиям с потоковым кинопроизводством, готовым реализовывать проекты с помощью молодых специалистов. По нашим оценкам, на эти цели ежегодно потребуется 350 млн рублей госсредств, которые должны распределяться не менее чем между 15 дебютными проектами. При этом государственную поддержку не должны получать режиссеры, в портфолио которых нет хотя бы одной короткометражной работы.

Если получателями госпомощи на дебюты могут выступить эффективные кинопроизводители, то адресатами средств на короткий метр должны стать государственные кинематографические ВУЗы. Именно они могут взять на себя экспертизу и самостоятельно определять объем и направления расходования средств на поддержку короткометражных работ своих выпускников. На эти цели из разных источников финансирования может потребоваться не менее 200 млн рублей. И это только на производство. Помимо этого, необходимы дополнительные средства на прокат короткометражных работ в составе сборников.

Удастся ли нам выявить и поддержать наиболее перспективных молодых режиссеров, будущую элиту российского кинематографа, зависит от точности и адресности государственных решений.

Автор: Олег Иванов, генеральный директор независимой исследовательской компании Movie Research, кандидат физико-математических наук

Источник: finam.info

Темы: