Вы здесь

Фильм "Барбара" Кристиан Петцольд

Фильм "Барбара" Кристиан Петцольд

Лето 1980 года. Барбара, молодая женщина-врач, хочет покинуть родную страну. Но, как только она подает документы на выезд из ГДР, ее в наказание отправляют работать в глухую провинцию, в больницу. Йорг, ее возлюбленный, живущий на Западе, разрабатывает для нее план побега.

Барбара живет замкнуто. Ни новое жилище, ни соседи, ни городок, ни лето, наконец – ничто не имеет для нее значения. Только на работе, общаясь со своими пациентами, она оттаивает, но от коллег держится в стороне. Все ее мысли устремлены в будущее – там начнется ее настоящая жизнь.

Постепенно что-то начинает происходить между Барбарой и ее начальником Андре. Он полностью доверяет ей как профессионалу, он доброжелателен и заботлив. Это приводит Барбару в замешательство. Почему он прикрывает ее, когда она помогает девушке, сбежавшей из колонии для несовершеннолетних? Он следит за ней? Или любит ее? День, назначенный для побега, все ближе, а Барбара начинает терять контроль – над собой, над своими планами, над своими чувствами…

Приз «Серебряный медведь» за режиссуру и приз газеты «Berliner Morgenpost» на Берлинском МКФ 2012 года.

German Film Awards – премия «Лучший фильм»; номинации «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучший сценарий», «Лучший оператор», «Лучший художник-постановщик», «Лучший художник по костюмам», «Лучший монтаж», «Лучший звук».

Особая форма любви

Кристиан Петцольд, Нина Хосс и Рональд Зерфельд о работе над фильмом.

До начала съемок вы много репетировали с актерами. Как это происходило?

Кристиан Петцольд: Я встретился со всеми артистами за несколько недель до того, как мы вышли на съемочную площадку. Я читал текст сценария и подробно рассказывал им о персонажах, которых им предстояло сыграть. Для меня было важным задаться многими вопросами – и техническими, и смысловыми. Мы обсуждали все детали – от поведения героев до натуры, запахов и воспоминаний.

Господин Зерфельд, ваше восприятие роли изменилось после того, как режиссер рассказал о своем видении?

Рональд Зерфельд: Нет, потому что я очень хорошо представлял своего героя, прочитав сценарий. Но идея с предварительными репетициями была замечательной: это был всесторонний анализ сюжета, поиск красок и интонаций для каждого персонажа и взаимоотношений между ними.

Кристиан Петцольд: Я немного боялся насчет тебя, Рональд, поскольку считал человеком, «укорененным» в своем восточногерманском прошлом. Твой жизненный опыт оттуда, там ты учился в школе, в то время как я только изредка приезжал туда в гости к родственникам. Для меня ГДР всегда была воображаемым пространством, для тебя – местом жительства.

Нина Хосс: Я с волнением слушала рассказы актеров, выросших на Востоке. Судьба одной из актрис, в свое время сбежавшей из ГДР, была очень похожа на историю моей героини. Она была в гастрольной поездке со своим театром и знала, что должна лгать, как Барбара лжет Андре. Мы читали на репетиции сцену, и эта актриса прошептала мне: «Ты чувствуешь, как внутри тебя разрастается ужас от раздвоения». Потом она рассказала свою историю, рассказала, что значит лгать и одновременно думать: «Я никогда не увижу вас снова, но вы не узнает об этом, пока я не сбегу».

Кристиан Петцольд: Наши первые репетиции в Берлине, в основном, был посвящены пробуждению нашей общей памяти. Какие звуки были в Восточной Германии? Какие запахи? О такого рода вещах мы говорили. Думаю, мы только один раз прочитали сценарий, а потом вспоминали, размышляли и смотрели фильмы.

Я чувствовал, насколько важно, чтобы больница в фильме была похожа на настоящую восточногерманскую больницу 1980 года до мельчайших деталей. Когда мы нашли такую, были в шоке – настолько она отличалась от современных. Мы будто в книжку Астрид Линдгрен попали. Мы все – актеры и я – регулярно собирались в комнате для персонала, где в нашем фильме обитают медсестры – курят, слушают радио, читают газеты. Это было похоже на планерки медработников: «Сначала мы идем на процедуры, потом снимаем монолог Нины». Актеры прошли хорошую подготовку, чтобы выглядеть как настоящие врачи, кроме того, мы пригласили людей, которые когда-то работали в этой больнице, и они помогали нам.

Вы бывали на площадке до начала съемок?

Нина Хосс: Да, и это очень важно. Потому что у тебя возникают «физические отношения» с пространством, с комнатами, в которых ты потом будешь играть. Эти ощущения дают очень много для работы и над образом твоей героини, и над фильмом в целом.

Рональд Зерфельд: Это было очень полезным. Комнаты, больница, соседний лес. Ты знаешь, как выглядит это пространство, чувствуешь его, понимаешь, как надо по нему передвигаться.

Кристиан Петцольд: Все объекты были хорошо обжиты. Что интересно, даже папки, которые держит в руках Рональд, были настоящие…

Рональд Зерфельд: Эти папки были из дрезденской клиники. В одной из них я нашел свою фамилию. И даже позвонил отцу, чтобы узнать, не жил ли кто из нашей родни в Дрездене в 50-е годы. Мне кажется, что ты и играешь по-другому, если есть такие детали, как эти старые папки с настоящими записями, врачебными документами.

Кристиан Петцольд: Я всегда за абсолютную точность. Иначе получится чепуха. Все актеры в медицинском смысле были хорошо подготовлены (проходили специальный курс). Однажды мы снимали сцену с участием Нины, Рональда и Кристины Хаске. Там они рассматривают рентгеновские снимки перелома черепа и вывиха колена. Начинаем снимать, они стоят перед экраном с этими снимками и неожиданно начитают хохотать.

Нина Хосс: Это был тот редкий случай, когда герои говорят только на профессиональную тему. И когда ты стоишь перед этими снимками с видом большого специалиста и говоришь «Перелом здесь, мы должны делать срочную операцию, доктор» – чувствуешь себя каким-то шарлатаном, поэтому и смех разбирает.

Вы снимали фильм последовательно, в хронологическом порядке. Что это вам дало?

Рональд Зерфельд: Ощущение течения жизни. Когда, как это часто и бывает, фильм снимается отдельными кусками вразброс, ты должен постоянно держать в уме линию своего персонажа и сюжет в целом. В нашем случае получилось абсолютно по-другому. Поэтому актеры более органичные и живые, они почти слились с персонажами.

Вся съемочная группа (не только актеры и режиссер) тщательно изучали время действия фильма. Но в какой-то момент вы сказали себе, что знаете уже всё?

Нина Хосс: Только не я. Потому что каждый день, каждый разговор, каждая сцена заставляли искать какие-то новые детали. Ты целиком погружаешься в атмосферу тех дней и хочешь рассказать о них как можно полнее. Где-то в середине съемок я начала слушать Вольфа Бирмана (популярный в 70-е годы восточногерманский бард, один из самых известных диссидентов) и Дегенхардта (западногерманский писатель, исполнитель политических баллад) – я знала о них с детства. Это была та музыка, которая была частью мира Барбары, и я чувствовала, что это поможет мне. Так и случилось.

Но надо заметить, что мы все-таки делали игровой фильм, а не документальный. Конечно, мы должны были хорошо подготовиться, чтобы выглядеть максимально достоверными, например, в сценах операций. Но, в конце концов, уметь правильно держать шприц – не самая важная вещь. Да, надо было освоить медицинские навыки, но не в ущерб актерской игре. Между этими сторонами надо всегда сохранять баланс.

Есть особая сложность в том, чтобы делать фильм о времени, в принципе недавнем, но абсолютно другом – по чувствам, убеждениям, образам?

Кристиан Петцольд: В молодости я иногда ездил в социалистическую Германию. Недоверие и подозрительность чувствовались везде. Мне хотелось передать это в фильме. Как политическая власть отравляет любовь?.. Я хотел показать время через отношения людей, а не через внешнюю атрибутику, не через портреты Хонекера на стенах. Правда, один плакат мы повесили – «Оптимизм ведет нас в будущее». Он мне понравился, потому что был старый и выцветший. Он свидетельствовал о том, что в 1980-м Восточная Германия уже не верила в саму себя.

Съемочная группа

КРИСТИАН ПЕТЦОЛЬД /Christian Petzold/ – автор сценария и режиссер

Родился 14 сентября 1960 года. Окончил немецкую школу кино и телевидения. Поставил фильмы: «Внутренняя безопасность», «Мертвый человек», «Призраки», «Йелла», «Йерихов». Его фильм «Вольфсбург» был отмечен призом FIPRESCI на Берлинском МКФ 2003 года. Многократный лауреат и номинант национальных кино- и телевизионных премий, международных кинофестивалей.

ГАНС ФРОММ /Hans Fromm/ – оператор

Родился 8 мая 1961 года. Постоянно сотрудничает с Кристианом Петцольдом: «Вольфсбург», «Призраки», «Йелла» и другие фильмы.

СТЕФАН УИЛЛ / Stefan Will/ – автор музыки к трем десяткам фильмов, в том числе к большинству картин Петцольда.

Актеры

НИНА ХОСС /Nina Hoss/ – Барбара

Родилась 7 июля 1975 года в Штутгарте. В 1997-м окончила Берлинскую театральную школу имени Эрнста Буша. Снялась в нескольких фильмах Петцольда, за роль в «Йелле» была награждена призом Берлинского МКФ в 2007 году. Кроме этого, сыграла в картинах «Жена анархиста», «Обнаженные», «Белая масаи», «Вкус ночи» и других.

РОНАЛЬД ЗЕРФЕЛЬД /Ronald Zehrfeld/ – Андре

Родился 15 января 1977 года в Берлине. Снимался в фильмах «Красный какаду», «12 метров без головы», «Невидимая» и в многочисленных телефильмах и сериалах («Телефон полиции – 110», «Место преступления», «Граница», «Русский любовник»).

ЯСНА ФРИЦИ БАУЭР /Jasna Fritzi Bauer/ – Стелла

Родилась 20 февраля 1989 года в Висбадене. Снялась в фильме «В возрасте Элен».

РАЙНЕР БОК /Rainer Bock/ – Клаус

Родился в 1954 году. Снимался в фильмах «Зимой будет год», «Бесславные ублюдки», «Белая лента», «Пикко», «Мой лучший враг», «Боевой конь», «Русская дискотека».

Мнения

«Немецкая критика встретила новую ленту Петцольда восторженно. Некоторые из рецензентов даже называют «Барбару» лучшим фильмом о ГДР, по точности и реалий и ощущений превосходящим оскароносную «Жизнь других» фон Доннерсмарка. Сравнение этих двух фильмов не надуманное. Но если Доннерсмарк рассказывает историю государственного аппарата, подавлявшего и уничтожавшего личность, то Петцольд, напротив, повествует о победе «личного», утверждающего себя в условиях любого социального давления».

dw.de

«Берлинале прошел уже треть дистанции. По рейтингу, публикуемому ежедневно в журнале Screen, высший балл продолжает держать «Барбара» Кристиана Петцольда! И это несмотря на то что прошла ожидаемая «Пленная» сверхновой филиппинской звезды Брилланте Мендозы с самой Изабель Юппер в заглавной роли».

«Независимая газета»

Любимец Берлинале Кристиан Петцольд в третий раз участвует в конкурсе — на сей раз с фильмом «Барбара». Красавица Нина Хосс играет гражданку ГДР, подавшую заявление на выезд из страны и за это сосланную в провинцию. Сочные детали (типа сотрудницы «Штази» в резиновых перчатках, производящей личные досмотры Барбары) и моменты атмосферного саспенса, увы, нейтрализуются натяжками в сюжете и преувеличениями».

«Коммерсантъ»

«Жизнь немецкой провинции советских времен вызывает тоскливые воспоминания о нашем недавнем общем прошлом – с его убогостью, стукачами, серым однообразием. (…) Озлобленная происками режима, Барбара с трудом «оттаивает» под ласковым взором местного симпатичного доктора, он же штази, к ней приставленный. В последний момент она отдает свое место в лодочке, которая должна перевезти ее в капиталистический рай. (…) Картина трогательная, человечная».

«Новые известия»