Вы здесь

Фантазии Бекмамбетова

Фантазии Бекмамбетова

Кинокомпания Bazelevs Тимура Бекмамбетова выпускает на рынок программу, которая позволит автоматически переводить текст в 3D-анимацию, то есть выпускать анимационные фильмы на основе кино­сценариев. Свои разработки компания будет продавать в первую очередь голливудским продюсерам, а также использовать для создания интернет-игр.

Идея «Киноязыка», как называется этот проект, родилась из практики. Исторически Bazelevs занимается коммерческим кино, зачастую включающим в себя большие объемы компьютерной графики и спецэффектов. Если 70% фильма – компьютерная графика, представить себе, как это будет выглядеть на экране, на этапе сценария и разработки проекта практически невозможно. «Сколько людей, столько и будет визуальных представлений о том, как же вообще это все выглядит. Нарисовать картинку тоже недостаточно, потому что на съемках вы увидите человека на зеленом экране и не поймете, какое отношение к этой картинке он имеет», – поясняет вице-президент по развитию бизнеса компании Bazelevs Сергей Кузьмин. Поэтому шесть лет назад Тимур Бекмамбетов, глава Bazelevs, режиссер и продюсер, решил попробовать делать наброски картин не на бумаге, а на компьютере. Так сценарий превратился в упрощенный трехмерный мультфильм – «превиз», который кадр в кадр показывает то, что потом режиссер станет снимать: актеров, объекты, действия, а также, как будет выглядеть кадр на съемочной площадке. Теперь подобный инструмент Bazelevs намерена продавать всем желающим.

Побег в Лос-Анджелес

Остальным игрокам кинорынка Bazelevs решила помочь, создав автоматизированную программу по анимированию текста в превиз – «Киноязык». В свое время Тимур Бекмамбетов все творческие эксперименты проводил, сидя за компьютером – еще до выхода на съемки. Даже некоторые сцены комедии «Елки», не предполагавшие экшена и спецэффектов, проходили через эту стадию. По словам Сергея Кузьмина, превиз помог им, в частности, в рекордные сроки заключить договор с голливудской студией 20th Century Fox на снимающийся сейчас фильм «Авраам Линкольн. Охотник на вампиров». Как объясняют в Bazelevs, превизуализация – это общемировой тренд, так как она обеспечивает серьезную экономию бюджета за счет сокращения числа дублей и съемочных дней. Однако сейчас позволить себе подобную экономию могут далеко не все желающие. По данным Bazelevs, в среднем стоимость комплекта превизуализации для голливудского кино доходит до $500 000, при этом один съемочный день стоит порядка $250 000. В Bazelevs решили предложить рынку универсальный вариант. Режиссерский сценарий – это довольно формализованная вещь, и оказалось, что современные средства семантического анализа в состоянии этот текст преобразить в некий условный язык программирования. «В тот момент, когда мы увидели, что такие алгоритмы существуют, начали подготовку разработки программного продукта под названием «Киноязык». Предполагается, что программа будет работать примерно так. Сценарист берет продукт, забивает свой текст, после чего машина сопоставляет результат с библиотекой трехмерных моделей и персонажей, а потом компонует сцены», – рассказывает Сергей Кузьмин. В настоящий момент в Bazelevs работают над «ядром» проекта – компоновкой трехмерных сцен, а также подыскивают партнеров для инвестиций. В частности, компания уже подписала несколько договоров о намерении с рядом специалистов в США, в том числе с Тимом Бертоном. Кроме того, Bazelevs сотрудничает с Санкт-Петербургским институтом точной механики и оптики, а часть работ, связанных с коммерциализацией продукта, будет передана в Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе. Студия также ведет переговоры с Abbyy: в Bazelevs не исключают, что смогут использовать предложенное компанией решение для семантического разбора текста.

Летом 2011-го компания Тимура Бекмамбетова обещает начать сборку прототипа, а к концу этого года – началу 2012 г. уже намерена показать некий результат. Как сказал «Ко» гендиректор Abbyy Сергей Андреев, Bazelevs уже получила удаленный доступ к их технологиям семантического анализа, которые компания разрабатывает в рамках своего проекта в Сколково. Однако коммерческие условия сотрудничества пока не обсуждались. Тем не менее Bazelevs уже заявляет о достаточно серьезных для этого рынка инвестициях. В частности, планируется, что в первые 3–3,5 года эта сумма составит $20 млн. В целом в Bazelevs рассчитывают на срок окупаемости не менее 6 лет. Причем стоимость одной лицензии на превиз будет довольно демократичной – в районе $10 000.

Сбыт решает все

Судя по заявленным планам, проект «Киноязык» выглядит даже слишком амбициозным. Например, по информации Сергея Кузьмина, в США выходит около 200 фильмов в год, но разрабатывается при этом до 20 000. На уровне превиза совершенно неважно, выйдет картина в свет или нет, инструмент все равно будет востребован авторами фильма. Клиентами компании также могут стать сценаристы, которые хотят предлагать свой продукт в более привлекательном виде. «Картинки всем нравятся гораздо больше, чем текст. Если стоимость сценария начинается от $200 000, то сценарист может потратить $10 000–20 000 на подобную лицензию», – полагает Сергей Кузьмин. Другая ниша – продюсеры, для которых превизуализация – это возможность выгодно презентовать ленту студии или инвестору.

В основном компания ориентируется на Голливуд, а отечественный рынок рассматривает для себя только по остаточному принципу. «К сожалению, объем рынка в России объективно невелик, и он вряд ли окупит [наши инвестиции]. В России нет практически ни одного продюсера, который зарабатывал бы с проката собственных картин. Поэтому им абсолютно неинтересно экономить бюджеты», – считает Сергей Кузьмин. Наш сценарный бизнес, пока крайне слабо развитый, также вряд ли заинтересуется дорогостоящим для него продуктом. Впрочем, гендиректор российского офиса Sony Pictures Entertainment, совладелец кинокомпании Monumental Pictures Михаэль Шлихт полагает, что проект «Кино­язык» рынку интересен, а $10 000 за такой инструмент – небольшая цена. Впрочем, все упирается далеко не в деньги: до сих пор неизвестно, что будет уметь делать новая программа. По словам президента кинокомпании RFG, продюсера Алексея Петрухина, к картине «Вий» они тоже в свое время делали аниматик, и это действительно помогло оптимизации производства. Как говорит эксперт, за $10 000 в России такой аниматик может сделать и хороший график, однако что получится из «Киноязыка», участники рынка пока не понимают. «Если это будет банальная, несложная модель, то непонятно, для чего она нужна – для тех, кто не умеет читать сценарий? Читать сценарий зачастую интереснее: фантазия включается гораздо больше. Изюминка каждой картины – в деталях, например, показать, как крупные пальцы душат акулу», – добавляет Петрухин.

Как утверждает режиссер Всеволод Аравин, серьезному кинорежиссеру автоматизированная программа не поможет. «По сути, в Bazelevs создают компьютерную игрушку, которая за человека визуализировала бы его фантазии, но, как и любой компьютерный алгоритм, делать гениальные раскадровки она никогда не сможет», – подчеркивает Всеволод Аравин. При этом эксперт согласен с тем, что программа также может быть очень удобна для презентации проекта инвесторам. Во-первых, это даст им хорошее наглядное видение, во-вторых, рисовать профессиональные раскадровки для них дорого, тем более что часто они требуют что-то переделать, а это в итоге выливается в большие деньги. Впрочем, участники рынка указывают на консервативность большинства голливудских компаний, за исключением технологически продвинутых режиссеров вроде Спилберга, Кэмерона и пр.

«Смешарики» помогут

Тимур Бекмамбетов, Bazelevs, Киноязык, СмешарикиОкупать «Киноязык» планируется не только за счет киноиндустрии. По предварительным оценкам Сергея Кузьмина, 50% дохода будет поступать от различных второстепенных сервисов в «прикладных» областях, где можно будет использовать «ядро» программы. Так, уже к концу 2011 г. намечается запуск образовательной игры для детей. Смысл игры довольно прост: в интерактивном режиме ребенок пишет несколько предложений, а программа в качестве вознаграждения показывает ему ролик с мультперсонажами, который из этого текста получается. Скорее всего, игра будет выпущена в виде интернет-приложения, например для iPad. По данным «Ко», с большой долей вероятности первый прототип этого детского продукта станет использовать мир и персонажей «Смешариков». Где именно будет распространяться игрушка, пока окончательно не решено, но, возможно, площадкой станет собственный смешариковский ресурс, на котором уже зарегистрированы почти 3 млн пользователей. С этим брендом у Bazelevs связи налажены: Тимур Бекмамбетов выступает одним из продюсеров полнометражного фильма «Смешарики. Начало». Так, генеральный продюсер владеющей «Смешариками» Riki Group Илья Попов рассказал «Ко», что его компания уже дала согласие на использование персонажей фильма на этапе эксперимента-демонстрации. «Пока речь идет о некоем совместном эксперименте, – говорит Илья Попов. – Для нас это своего рода интерактив – взаимодействие с нашими персонажами. Как в любой инновационной модели, о монетизации будем думать в процессе разработки».
На большую долю дохода от игры создатели «Киноязыка» не рассчитывают. Впрочем, у них есть и другие идеи использования технологии. В частности, по мнению Сергея Кузьмина, можно визуализировать написанные стандартным языком инструкции: вместо текста объяснять, как пользоваться стиральной машиной или микроволновкой, будет анимационный ролик. «Вероятно, в России действительно более востребованной может оказаться разработка различных игровых приложений на основе подобного софта, – рассуждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. – Рынок казуальных игр развивается сейчас очень высокими темпами, и оригинальные решения могут заинтересовать инвесторов и правообладателей популярных брендов».

Текст Анастасия Маркина. Фото Александр Корольков, ИТАР-ТАСС.
Источник: ko.ru

Темы: