Вы здесь

Дэнни Бойл входит в "Транс"

Дэнни Бойл входит в "Транс"

21 марта состоялся спец-показ фильма «Транс», премьера в РФ запланирована на 4 апреля.

Предыстория создания фильма

Режиссер Дэнни Бойл поделился идеей о создании «Транса» с продюсером Кристианом Колсоном, этот материал понравился также и сценаристу Джону Ходжу, с которым он уже работал над проектами «На игле» и «Неглубокая могила».

Сюжет картины начинается довольно тривиально, но спешить делать какие-то выводы не стоит.

Бойл хотел снять осовремененное «черное кино», которое во многом бы не совпадало с реальностью. Постоянная неуверенность трех главных героев – вот что в фильме является, пожалуй, самым важным. Они вынуждены рассчитывать только на собственные силы и на лживые или правдивые слова и действия друг друга.

Работа над сценарием велась с 2009 по 2011 гг. Летом 2011 г. вопрос с финансированием со стороны компаний Fox Searchlight и Pathé был решен окончательно, команда начала подбор актеров.

Актерский состав

«В фильме три великолепных ведущих роли, и это здорово, - говорит режиссер. –Такой треугольник создает отличную динамику, поскольку можно обыгрывать ситуацию, кто же из персонажей главный в этой истории».

Джеймс МакЭвой (Саймон)

Джеймс МакЭвой исполнил главную роль в фильме «Люди Икс», роль верного помощника Иди Амина в картине «Последний король Шотландии» и роль возлюбленного Сесилии (Кира Найтли) в фильме «Искупление».

Актер был счастлив получить эту роль, так как его восхитили нестандартные повороты в казалось бы изначально таком простом фильме об ограблении. МакЭвой также отметил, что Дэнни Бойла никогда не останавливают жанровые границы, он всегда старается раздвинуть эти рамки.

А его работы с оператором-постановщиком Энтони Дод Мэнтлом неизменно полны энергией и энтузиазма.
Бойл изначально посчитал, что Джеймс немного молод для подобной роли, но спустя определенный период времени его мнение изменилось. Режиссеру хотелось, чтобы и Джеймс, и Венсан сохранили в фильме шотландский и французский акценты.

Джон Ходж рассказал, что с зрительской точки зрения, роль Саймона, наверное, будет самая сложная, так как осознание того, что этот герой представляет собой на самом деле, будет приходить постепенно. Казалось бы, что может таить в себе образ респектабельного представителя среднего класса, работающего на аукционе? Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь люди часто бывают непредсказуемы.

Розарио Доусон (Элизабет)

Розарио Доусон, звезда таких фильмов как «Город грехов», «Семь жизней» и «Его игра», снималась у многих известных режиссеров: от Спайка Ли до Квентина Тарантино, от покойного Тони Скотта до Криса Коламбуса. Бойл признался, что уже давно хотел поработать с актрисой, но не было возможности.

О своей роли актриса говорит следующее:

«Я никогда не играла ничего подобного. Я играла отрицательных персонажей и пыталась показать их как живых людей, чтобы зрители, выходя из зала, запоминали их. Но Элизабет совсем другая, потому что она все скрывает. Она очень скрытная, неизученная. Ей нравится такое положение – между двумя главными действующими лицами».

Бойл отметил, что ему самому очень нравится, что на сей раз в центре повествования оказывается женщина.

В самом начале режиссер собирался снимать фильм в Нью-Йорке, для этого он собирался выбрать английскую актрису на роль Элизабет, но затем планы изменились, и он поместил американку в Лондон. Ему хотелось, чтобы Элизабет была одна в замкнутом пространстве, чтобы ей не с кем было поделиться своими страхами и опасениями. Для этого она должна была обладать целым спектром качеств, начиная от независимости и заканчивая силой воли.

Доусон посещала специальные занятия по гипнозу, читала множество специализированной литературы. Благодаря своим наблюдениям она смогла создать тот властный образ опытного специалиста, способного абсолютно непостижимым образом воздействовать на героя МакЭвоя.

Венсан Кассель (Фрэнк)

Многие считают Венсана Касселя лучшим французским актером и звездой самых популярных французских фильмов последних десятилетий, таких как «Ненависть», «Враг государства №1» и «Необратимость».

Актер отметил неординарность сюжетных ходов, здесь действительно переплетается правда и вымысел. Бойл также отметил, что несмотря на превосходное владение английским языком, текст для Касселя все-таки неродной, и это тоже являлось определенной проблемой, но при взгляде на его игру этого не замечаешь.
Дэнни также вспомнил один момент со съемок, когда группа расположилась на лестнице одного из многоквартирных домов Южного Кенсингтона. Оказалось, что в одной из квартир жила французская семья, переехавшая в Лондон. Маленькие дети вышли на лестницу прямо в пижамах и смотрели как играет Венсан, наверное, в их памяти эта встреча тоже оставила определенный след. Ведь для многих французов он значит то же, что, например, и Лоуренс Оливье для англичан, Марлон Брандо для американцев или Хавьер Бардем для испанцев.

По мнению Касселя, Бойл снимает очень современное кино, хотя и пришел из театрального мира, его режиссура очень своеобразная, даже в чем-то гротескная, но у подобных приемов всегда есть глубочайший смысл.

Самым главным при создании образа Фрэнка было отдаление от стереотипа обычного преступника.

Съемки

Сценарий был готов летом 2011 года, съемочная группа тоже уже была собрана, все финансовые вопросы улажены. Но график съемок был изменен. Это было связано с тем, что Бойл согласился стать режиссером церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в июле 2012 г., в первой половине которого это мероприятие занимало все его внимание. Осенью 2011 года у него было время для съемочного периода, но не было возможности смонтировать картину, свести музыку, звук, создать первую пробную копию до начала Олимпийских игр.

Несмотря на это, Международный олимпийский комитет несколько раз ему дал отпуск. Первый был в 2010 г., когда режиссер ставил спектакль «Франкенштейн» в Национальном театре, второй – в 2011 г., когда ему удалось поработать над картиной «Транс».

Продюсер Кристиан Колсон рассказал, что такой большой перерыв в работе, когда уже есть все необходимые вещи, такие как сценарий, съемочная группа и финансовые средства, является просто кошмаром для финансистов, инвесторов а также для страховых компаний, так как увеличивается вероятность того, что с кем-то из главных участников сможет произойти какой-нибудь инцидент. Помимо всего прочего, это и творческий риск, так как сложно сохранить нужную атмосферу с самого начала съемок и заканчивая монтажно-тонировочным периодом. Хотя это временной разрыв помог для объективного сюжетного восприятия. Но такая возможность представляется крайне редко.

Основная часть съемок началась в сентябре 2011 г. Съемки проходили на студии Three Mills Studios , а также в различных районах Лондона. У Дэнни Бойла снова появилась возможность поработать с творческими партнерами по его предыдущим работам.

Операторская работа

Оператор-постановщик Энтони Дод Мэнтл:
«Это уже, вроде, шестой фильм, который мы делаем вместе с Дэнни, - рассказывает Энтони. – Поэтому у нас есть свой метод. Перед началом съемок мы обычно обсуждаем несколько ключевых слов, эмоций или моментов. Например, в фильме «127 часов» главным было передать пыль, отсутствие воды и атмосферу ловушки, в которую попал Джеймс Франко. Картина «Миллионер из трущоб» вся построена на постоянном движении. В этот раз мы рассматривали много возможных мест съемки. Мы исходили весь Лондон, и именно на этом этапе происходила основная подготовительная работа. У каждого нашего фильма своя палитра и свой язык образов. В этом случае все было точно также. Нам нужно было проникнуть в идею «транса», но мы не хотели слишком откровенно объяснять, что такое «транс», поскольку зритель должен был понять это по ходу фильма».

Оператор Энтони Дод Мэнтл и художник-постановщик Марк Тилдесли предоставили режиссеру широкий выбор возможностей и идей.

«Мы много снимали через стекло или плексиглас, чтобы несколько первых изображений были слегка странными, - поясняет Тилдесли. – Это непросто, потому что мы не хотели прямо сказать: «Смотрите, он в трансе», мы хотели сделать это ненавязчиво. Публика должна была увидеть реальный мир немного искаженным, непривычным, но так, чтобы не прослеживалась мысль о том, что что-то происходит».

Бойл хотел, чтобы город, в котором происходят эти события, можно было воспринимать как любой крупный европейский город, не обязательно Лондон.

Видео со съемочной площадки фильма «Транс»

«Я люблю снимать в Лондоне и всегда стараюсь показать его по-новому – выбирать неожиданные места, - говорит режиссер о выборе мест съемки. – Этот город постоянно меняется, особенно его восточная часть. Но Лондон здесь, в отличие от наших предыдущих работ, не главный участник картины.

Художественное оформление фильма

Рассказывает продюсер Кристиан Колсон: «Марк Тилдесли, наш художник-постановщик, проделал отличную работу по подбору мест съемки и декораций, ему удалось передать мрачное и тяжелое ощущение города, в котором происходят нехорошие вещи. Очевидно, что для этого решающим был также выбор освещения, предложенный Энтони, и все вместе создало не только соответствующий внешний вид, но и необходимую атмосферу».

«Дэнни хотел, чтобы фильм был интересным, увлекательным, чтобы зрители не могли с первого раза разобраться, что они наблюдают: внутреннее состояние человека, введенного в транс, или реальность, - объясняет Тилдесли выбор места съемки. – Он также хотел, чтобы фильм не был привязан к Лондону. Главной идеей было создание мира, за которым интересно наблюдать. Мы отправились в восточную часть Лондона – от Кэнэри-Уорф к докам Тилбери. Там есть много участков, где еще не снимали. Мы отбрасывали все, что было узнаваемым или неинтересным».

Квартиру для Саймона нашли тоже в восточной части Лондона – в новом жилом элитном комплексе «Электро Тауэрс», с которого открывается вид на Темзу и Кэнэри-Уорф.

«Это было нестандартное решение, - соглашается Тилдесли. – Это не самое красивое место, но, несомненно, отличительное, и его не часто показывают. В сценарии говорится, что он живет в Лондоне в городском доме, но Дэнни сказал: «Нет, давайте поместим его в какое-нибудь интересное место, с видом на Кэнэри-Уорф, изгиб реки и Купол тысячелетия. Поэтому мы искали такие необычные места».

Мир Элизабет – это Харли Стрит, классическая улица дорогих пластических хирургов и дантистов. Она на высокой ступеньке иерархической лестницы, но в ее жизни почти ничего не происходит. Когда попадаешь в ее квартиру, там нет привычных фотографий, на которых изображены родные или друзья, нет признаков того, что у нее есть какие-то взаимоотношения с другими людьми. Она производит странное впечатление, что-то в духе Дэвида Линча.

Дэнни очень хотел, чтобы мы нашли что-то особенное, характеризующее Элизабет. Мы сделали необычный выбор – желтый коридор из плексигласа. Интересно, что хотя в Азии желтый цвет считается символом благородства и добродетели, в западной культуре он воспринимается как цвет предательства и двуличия».

Создание костюмов

Суттират Ларларб уже работала с Дэнни Бойлом.

Ее мнение о роли костюмов в фильме: «Это очень мужской мир, поэтому, учитывая то, что Элизабет практически единственная женщина в этом сюжете, очень интересно складывается динамика отношений между мужчинами и женщинами. Учитывая ее профессию и роль гипнотерапевта, мне пришлось многое изучить, чтобы понять, что же помогает потенциальным клиентам чувствовать себя во время сеанса комфортно и создает обстановку, способствующую их открытости. Одежда тоже играет немалую роль. Она не должна быть вызывающей, отвлекать внимание пациента, не должна вызывать никаких ассоциаций. И так нужно было одеть Розарио Доусон – сексуальную красавицу. Поэтому было непросто решить эту задачу – сделать ее совсем негламурной, чтобы зрители поверили, что герои доверяют ее опыту, а не просто поддаются ее очарованию».

Две главные мужские роли очень различны, художнице был необходим свой подход к каждому персонажу. «Например, Фрэнк, герой Венсана, - француз, непринужденный, утонченный, из категории мужчин, которые умеют выбрать фасон рубашки, который им нравится, и у них будет дюжина таких рубашек, что-то вроде собственной униформы, - объясняет Суттират. – Он просто не хочет об этом потом думать. Поэтому было интересно подбирать основные детали его одежды, которые мы потом использовали в сочетании друг с другом на протяжении всего фильма. По-моему, он меняет одежду где-то 15-18 раз, и это различные наряды, но они все часть цельного гардероба».

Ларларб хотела показать персонаж МакЭвоя как человека, который хочет подняться по социальной лестнице. «Он хотел производить впечатление важной персоны, и его костюмы должны были отражать эти стремления», - рассказывает художница.

Звуковое оформление

Для создания цельного образа фильма «Транс» большую роль играют звук и голос. Во время исследований создатели фильма обнаружили, что очень важную роль при погружении пациента в состояние гипноза играет тембр голоса гипнотерапевта. Это стало непростым моментом для всей съемочной группы, так как требовало навыков и терпения.

Дэнни Бойл комментирует причину такой сосредоточенности на записи звука: «Редко в фильме слова становятся визуальным вокабуляром сюжета, но я объяснил Саймону Хэйесу, нашему инженеру по звукозаписи, что он должен очень последовательно соблюдать герметичность пространства, в котором общаются наши герои, чтобы ничто их не отвлекало. Мы хотели создать такое состояние, словно они находятся внутри какого-то замкнутого пространства. Саймон записал это так, что я мог накладывать на запись что угодно, голос звучит так прекрасно и можно делать все, что тебе нужно, добавлять другие элементы. Никогда раньше столько внимания не уделялось голосу, но в этом фильме это было очень важно».

Продюсер Джон Колсон соглашается, что съемочной группе пришлось потрудиться, чтобы максимально точно передать звук на съемочной площадке. «В сюжете большая роль отводится силе воздействия человеческого голоса, - рассказывает Колсон. – Этот тот элемент, которые мы должны были очень точно запечатлеть, выделить и усилить, потому что язык является важным компонентом достижения успеха при гипнозе».

Инженер звукозаписи Саймон Хэйес из разговоров с режиссером перед началом съемок знал, что работа будет очень напряженной. «Все операторы и оператор-постановщик относились к нам с большим пониманием. Они разрешали поместить микрофон буквально в сантиметре от края кадра. Мы балансировали, как говорится, на грани допустимого почти в каждом кадре».

Монтаж

Редактор монтажа Джон Харрис рассказывает, что во время съемок Дэнни Бойл был полностью поглощен работой, поэтому он сразу брал отснятый материал и быстро начинал его обрабатывать, анализируя его структуру, темп и развитие сюжета как зритель. Харрис выступал также в качестве монтажера фильма «127 часов», который принес ему номинацию на премию «Оскар» в 2010 г.

Харрис рассказывает о процессе монтажа: «Дэнни любит, когда моя интерпретация оказывается для него неожиданной. Как он сам говорит, «он не хочет вмешиваться». Будет приходить раз в неделю, просто чтобы посмотреть, как идет работа, и только в конце съемок мы садимся и просматриваем весь материал, чтобы начать работу над монтажом. Потом мы просматриваем фильм регулярно два раза в неделю и ведем долгие обсуждения».

«Можно сказать, что он снимает так, как делают документальное кино, говорит Харрис. – Он снимает как можно больше, про запас, и потом у него есть возможность выбрать лучшее. Даже если некоторые кадры не получается снять, как задумано, он подходит к каждой сцене всеми возможными способами. А затем уже я должен реагировать на полученный материал. Дэнни ищет энергетику, он не боится рисковать во время съемок, чтобы получить новые неожиданные кадры. В результате мы имеем много материала, и хотя съемки длятся два месяца, монтаж занимает целых шесть».

Поскольку в картине три центральных персонажа, каждый из которых постоянно борется за внимание зрителей, Харрису придется решать, как достичь равновесия. Это он хорошо понял во время работы над материалом. «Не думаю, что выдам большой секрет, если скажу, что почти все актеры хотят найти что-то положительное в своих героях, даже если играют законченных негодяев. За поступками персонажей проступают человеческие черты, возможные причины их дурного поведения. Конечно, в фильме «Транс» некоторые герои тоже раскрываются в процессе монтажа».

«Но самая интересная обратная связь будет исходить только от зрителей. Мы показываем фильм зрителям и видим их реакцию. Это самое важное. После каждого просмотра мы вносим изменения, но последовательно концентрируем внимание на выделении определенных аспектов».
«Это можно сравнить с ингредиентами для пирога, - говорит монтажер. – Чтобы пирог получился, нужно иметь все важные компоненты. Если одного не хватает, ничего не выйдет».

Музыка

Режиссер Дэнни Бойл обратился к своему давнему творческому партнеру Рику Смиту из группы «Underworld» в начале сентября, после нескольких месяцев совместной работы над церемонией открытия Олимпийских игр. До этого они уже сотрудничали в фильме «Пляж», театральной постановке «Франкенштейн», номинированной на премию Лоуренса Оливье, и – очень успешно – в картине «На игле». В 90-х композиция Born Slippy – из саундтрека к фильму - звучала во всех английских танцевальных клубах.

«После окончания Олимпийских игр он прислал мне интересный текст, - вспоминает композитор. – Там было что-то вроде: «После нашей работы над церемонией открытия ты, наверно, не хочешь больше со мной сотрудничать, но как насчет фильма «Транс»?» Мы работаем вместе уже 20 лет с определенными перерывами, поэтому я хорошо знаю Дэнни. От такого предложения нельзя было отказаться».

Смит сразу посмотрел смонтированный фильм в начале сентября 2012 г. и начал составлять музыкальную канву картины. Он не участвовал в работе над сценарием или в съемках, поэтому я пришел на проект с совершенно свежим подходом.

Рик Смит рассказывает: «Я предлагаю идеи, музыкальные фрагменты и комментарии к различным моментам фильма, в которых, как мне кажется, музыка поддержит сюжет. Мы регулярно встречаемся, я играю некоторые куски, и мы их обсуждаем. Другие этапы работы не такие очевидные».

Рик Смит уже сотрудничал с восходящей звездой Адель Эмили Санде во время церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне, где она исполнила две композиции – «Heaven» и «Abide with Me». Смит почувствовал связь между стихами Санде и вокальной тональностью персонажа Розарио Доусон в фильме «Транс» и пригласил ее участвовать в записи саундтрека к фильму.

«Эмили поразила меня во время подготовки церемонии открытия олимпийских игр. Это очень талантливая и умная молодая женщина. Я заметил в ней что-то перекликающееся с героиней Розарио. Там был один фрагмент, который изначально задумывался как инструментальный, и я подумал, что было бы неплохо написать что-то совместно. Исполнение Эмили очень красивое и завораживающее. Мне кажется, что попадание довольно точное».

Гойя

«Гойю поистине считают отцом современного искусства, - говорит Дэнни Бойл. – Изобразительное искусство уже более ста лет представляет нам живописцев, которые показывают не мир вокруг нас, а то, как мы воспринимаем этот мир. На картине «Ведьмы в воздухе» изображен человек, прячущий голову под покрывалом, … и я сразу почувствовал: вот это Саймон, персонаж Джеймса МакЭвоя».

Колсон добавляет: «Мы остановились на картине «Ведьмы в воздухе», потому что это необычное странное полотно с изображением человека, которого держат три ведьмы в остроконечных шляпах. Он словно поднимается вверх, а под ним три странных персонажа: осел, как мне кажется, символизирующий безумие или глупость, человек, бегущий не зная куда, потому что у него голова покрыта плащом, и еще один человек, который лежит в агонии, закрыв уши руками. Мы подумали, что это будет удачный выбор».

Создатели фильма активно изучали информацию о том, какие картины обычно похищают. Они посетили организацию в Хаттон Гарден, Лондон, где создана база данных о похищенных произведениях искусства. Эта организация активно сотрудничает с ФБР, ЦРУ и Интерполом, чтобы помочь в поиске украденных картин, ювелирных изделий и других произведений искусства.

«Я думаю, что многие люди, как и я, плохо представляют, какие огромные деньги крутятся на рынке произведений искусства, - говорит художник Чарли Кобб. – Часто это имеет очень малое отношение к самому искусству, а шедевры покупаются для поддержания статуса. Часто картины продают за большие деньги, потому что раньше их продавали дорого, они были в моде. Одну из работ Джакометти недавно продали за 100 миллионов долларов, а это не самая лучшая его картина. Люди соревнуются друг с другом, кто больше заплатит, чтобы продемонстрировать свое положение. В любом случае, это захватывающий мир».

«В конце концов, - говорит режиссер, - ценность картины в фильме определяется ее значимостью для владельца. Для Саймона, который как искусствовед, знает ее подлинную ценность, она буквально бесценна. Для Фрэнка это просто денежная банкнота с высокой номинацией. Для Элизабет картина символизирует нечто гораздо более личное».

Гипноз

«Когда наблюдаешь за работой опытного гипнотерапевта, это вовсе не похоже на имитацию или действия фокусника, - говорит режиссер Дэнни Бойл. – Ты видишь, что люди не играют, как актеры. Если гипнотизѐр говорит, что они слепы, то люди действительно становятся на время слепыми. Нам кажется, что мы все контролируем. Мы думаем, что можем контролировать то, что хотим произнести, но в действительности мы не знаем, что сейчас скажем».

Создатели фильма пригласили профессора Дэвида Оукли, клинического психолога и исследователя из Лондонского университета, выступить в качестве консультанта картины. Он также проводил исследования в Институте психиатрии в Бирмингеме с использованием МРИ – магнитно-резонансного исследования.
Профессор Оукли пояснил, что гипноз дает врачу возможность отправить пациента в воображаемое путешествие, чтобы обнаружить проблемные зоны в его душевном состоянии.

«Иногда используются так называемые «косвенные» методы, когда нет особой процедуры, а врач просто беседует с пациентом на интересующие его темы, о его переживаниях, что тоже своего рода погружение в транс. Эти переживания тоже можно постепенно использовать».

«Как человек демонстрирует постгипнотическое внушение – вот что является самым главным в сюжете фильма. Другой вопрос - как переносится гипнотический опыт от человека к группе. Те, кто использует гипноз в терапевтических целях, как правило, являются психологами, консультирующими или клиническими, и тому подобное. Они изучали психологию как основную дисциплину, а гипноз начали использовать позже. Это еще один навык, который они добавляют к своему профессиональному багажу. А готовят психологов довольно долго».

Режиссер Дэнни Бойл говорит: «У нас вымышленный сюжет, но мы хотели, чтобы все выглядело правдоподобно. Хотя методы, которые использует Элизабет, не всегда этичны, они возможны с точки зрения медицины. Для 5% легко внушаемых людей, по мнению специалистов, это звучит пугающе!»

На основе материалов, представленных foxrussia.com