Вы здесь

Конкурс для взрослых. Секс, кровь и опера в Локарно

 Конкурс для взрослых. Секс, кровь и опера в Локарно

Первые же просмотры 63-го Международного кинофестиваля в Локарно подтвердили впечатление, что новый директор Оливье Пер решил радикализировать главное кинособытие августа. Из Локарно — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

При всей своей заслуженной респектабельности фестиваль в Локарно последние годы не отличался оригинальностью. Здесь преобладал скучноватый европейский арт-мейнстрим, разбавленный для приличия модной и более энергичной «азиатчиной». Здесь показывали прекрасные ретроспективы, но именно на их классическом фоне ощутимо проигрывало новое кино. К тому же фестиваль в Локарно конкурировал со своей соседкой, Венецией: лучшие фильмы все равно уходили туда. Последней попыткой амбициозных перемен стала деятельность Марко Мюллера, возглавлявшего фестиваль в Локарно несколько лет и пытавшегося побороть Венецию,— в конце концов он сдался. Теперь именно Мюллер возглавляет Венецианский фестиваль, открывающийся всего через две недели после Локарно.

Но Оливье Пер, имеющий за плечами опыт руководства каннским «двухнедельником режиссеров»,— серьезный боец. Похоже, он решил побить Венецию если не качеством фильмов, то их остротой и экстравагантностью. Ключевыми словами для описания конкурсной программы могут стать: эротизм, зомби, инцест, однополый секс, кровавая баня. Сам Оливье Пер в своих комментариях в программе цитирует Жоржа Батая и рассуждает про Эрос и Танатос в искусстве, про традиции Росселлини, Брессона и Годара — все это замечательно работает на то, чтобы увлечь интеллектуалов. Публику попроще завлекают (и одновременно страхуют от эксцессов) предупреждением: «Кино не для слабонервных, зрители до 18 лет не допускаются». Впервые в конкурсной программе Локарно появились целых три фильма с подобной ремаркой. Первый из них — «Зомби из Лос-Анджелеса» Брюса Лябрюса — оказался и первым разочарованием. Канадский мастер гей-порногламура выступил в жанре хоррор, к которому эротика пристегнута довольно неуклюже. Зомби загадочного происхождения в исполнении французского порноидола Франсуа Сагата оживляет мертвецов мужского пола в Лос-Анджелесе с помощью несложных телесных манипуляций. Все это напоминает обычного пошиба трэш, к тому же несмелый: половые органы в решающих сражениях заменены муляжами. Правда, и в таком виде фильм вызвал скандалы.

Тот же Франсуа Сагат как истинный гладиатор завтра опять ожидается на арене — на сей раз во французском конкурсном фильме «Мужчина в ванной» Кристофа Оноре, где его партнершей будет Кьяра Мастроянни (дочь Марчелло Мастроянни и Катрин Денев получает в Локарно награду за актерские достижения). Сам же Сагат теперь доказывает, что способен выступать и в других актерских амплуа.

Свои артистические амбиции и у режиссера фильма «Белый, белый мир» серба Олега Новковича. Это попытка разыграть реплику «Царя Эдипа» в декорациях шахтерского поселка, до краев заполненного сексом, алкоголем и наркотиками. Чтобы ассоциация с древними греками была полной, в действии участвует шахтерский хор, а главные персонажи периодически запевают оперные речитативы. Вливая свежую кровь в старые жанры, режиссеры не забывают проливать ее и на экране: рекорд по использованию кинематографистами красной краски и кетчупа, похоже, побит уже в первые дни фестиваля.

Источник: Коммерсант.ru