Вы здесь

Виртуальный учебник "Режиссура экранных форм" / Часть 13

По отношению к телепрограммам вместо «жанр», точнее говорить «формат». Этот термин мы будем использовать, чтобы разделить разные по стилистике, способу подачи и другим факторам телевизионные продукты.

  • Информация - бесспорный фаворит на телевидении, самое дорогое рекламное время в новостях. Бесконечно далекий от меня формат. Новости, в которых нет ничего нового.
  • Аналитика: на современном телевидении это, как правило, производное от информации. Новости накапливаются, перевариваются и подаются уже в виде анализа. Однако аналитические программы могут быть не столь зависимы от новостей. Просто Киселев, Сванидзе и др. так привыкли, так умеют. А Караулов делает по-другому. Но у него получается уже ближе к другому жанру, а именно…
  • Авторские программы. Тут возможна своя внутренняя широчайшая градация. Профиль программы, конечно, зависит от интересов автора.
  • Публицистика. Мне в последнее время кажется, что публицистика исчезла из российского эфира. Под ее видом подается бесконечный криминал в разных видах. А такой программы, каким был старый «Взгляд», например, теперь нет. Все сводится к политике, точнее ангажированному взгляду на нее, и от этого делается невыносимо грустно.
  • Ток-шоу. Перевести на русский язык, то получится бред какой-то, «разговор-представление». Я их не люблю, все одинаково пошлы и скучны. Но это не значит, что в подобном жанре нельзя создавать нечто достойное, но пошлость вроде «Большой стирки» легче продавать.
  • Игры. На одном из каналов уже была «алчность», осталось каждому из других вещателей завести себе: одному - «трусость», другому - «предательство», третьему - «похоть». Знаете, что самое отвратительное, будут желающие в этом участвовать, лишь бы личико свое на экране продемонстрировать. Не сочтите меня за ханжу, если хотите, я немного моралист.
  • Игровые сериалы. Знаю только два хороших: «Королевство» фон Триера и «Твин Пикс» Линча. Я счастлив, что мне не приходится зарабатывать этим на жизнь, как некоторым моим товарищам по профессии. Как это муторно снимать какие-нибудь «Простые истины».
  • Мыльные оперы. Я их нарочно отделяю от сериалов, так как это феномен. Можно дать такое смешное определение: мыльная опера - это сериал, сделанный в Южной Америке.
  • Документальные сериалы. Давно не видел хороших. После «Криминальной России» кажется, что страна кишит маньяками.
  • Игровые телевизионные фильмы. Односерийные картины для телевидения снимают, но мало. Наверно, это изменится. Бывает, что делают кинофильмы на деньги больших вещателей. «Антикиллер» и «Ночной дозор» снимались на деньги 1 канала.
  • Документальные телефильмы. Здесь, наоборот, картина относительно благополучная. Только их все равно стараются упаковать в некие пакеты, чтобы получались циклы, вроде «Новейшей истории» Киселева или того, что делает сейчас Сванидзе на «России». Я и сам делал такой сериал «Тайны алмаза» о выдающемся конструкторе космической техники – Челомее для ДТВ.
  • Специальные репортажи. В последнее время бурно развиваются на федеральных каналах.
  • Спортивные передачи. Были, есть и будут. К ним еще добавились модные сейчас экстремалы, которые граничат с еще одним жанром…
  • Путешествия. Этого маловато теперь. После смерти Сенкевича. Путешествия соединили с играми. Получился «Последний герой». Я это смотреть не могу. Отовсюду видна реклама турфирм.
  • Живая природа. Не знаю как вам, а мне чем-то симпатичен был Любимцев, он «жив» еще? Не знаю. Этой своею круглостью, мягкостью и детскостью. Забавную передачу делал Лобков про растения. Во всяком случае, за этим все-таки стоит жизнь, а это уже хорошо. И путешествия, и животные, все это когда-то на старом ЦТ было частью единого научно-популярного вещания.
  • Детские передачи. По-моему терпят кораблекрушение. Эти ироды, по-другому не скажешь, изгнали с 1 канала «Спокойной ночи». Вот такая забота о подрастающем поколении. После мытарств, она оказалась на «России». С детскими передачами, вообще, катастрофа. Создается впечатление, что дети никому не нужны.
  • Семейные. Если вам скажут, что «Моя семья» - это семейная передача, не верьте. Это антисемейная передача, семью разрушающая. Мы с женой, например, регулярно из-за нее ругались. «Пока все дома» была пристойной передачей, не знаю, что с ней теперь, некогда смотреть телевизор.
  • Музыкальные. Здесь три разных направления: клипы, трансляции (записи) концертов и передачи «о» музыке. Последних, кажется, совсем нет.
  • Литературно-драматические. Истреблены как класс или изгнаны на «Культуру». А были телеспектакли когда-то, иногда совсем недурственные. И Эфрос делал, и другие корифеи. Сейчас даже тривиальных обзоров литературы нет. Видимо, нечего обозревать.
  • Кулинарные. Пусть будут, для людей еда имеет большое значение. И вреда для нравственного здоровья нации значительно меньше, чем от «Большой стирки».
  • «Интерьерные» - то же, что кулинарные, только про дизайн дома. «Квартирный вопрос». Кажется безобидно, но и здесь все утыкано рекламой поставщиков товаров для дома, дизайнерских фирм.
  • Телевизионные портреты. Жанр интересный, нужный, а программ хороших мало. «Без галстука» - заказная продукция. Настоящих откровений там быть не может. «Женские истории»… Без комментариев.
  • Юмористические. Хармс где-то написал: «Скоты не должны смеяться…» Это про Петросяна, Дубовицкую и Ко. Юмор ниже пояса не юмор, и пошлость тоже.
  • Прямые трансляции. Я имею в виду не спорт, а трансляции каких-то больших событий. Интересно было наблюдать трансляцию закрытия Всемирной театральной олимпиады в Москве позапозапозапрошлым летом. Все испортили Гурченко с Фоменко дурацким комментарием.
  • Реальные шоу. Началось со скандального «За стеклом». Людей сажают в банку и смотрят. В детстве меня учили, что подглядывание - занятие недостойное и непристойное. Теперь бум прошел. Хотя не совсем, теперь в банках выращивают поп-звезд.
  • после замечания P1at0 вношу пункт: рекламные ролики, анонсы, ролики социальные, все виды т.н. межпрограммного продукта.

Картина, которую мы нарисовали, безрадостна. Но, мне кажется, что она, несмотря на весь мой субъективизм, отражает картину нравов, царящих в обществе. Для меня работа на телевидении - это занятие нравственное, духовная работа, простите за пафос. Поэтому я делаю религиозные программы и фильмы и считаю это важным.

Оригинал поста